Детство и семья
Алан Рикман в школьные годы
В семье придерживались строгих принципов воспитания, где, как утверждал Алан, «дети должны быть видны, но не слышны». И уж точно никто из ближайших родственников особенным образом не поощрял его интерес к театру. Алан впоследствии уверял, что его талант – «просто случайность». Впрочем, актер всегда подчеркивал, что его родители были прекрасными людьми, и он получил их заботу и поддержку в полной мере.
В 1954 году умер от рака отец Алана. В то время мальчику было всего восемь лет, а остальным детям – девять, семь и пять. Смерть единственного кормильца стала большим шоком для всей семьи.
Юный Алан Рикман
Алан был потрясен потерей любимого отца, но крайняя привязанность к матери не дала ему погрузиться в длительное уныние. Мальчик всеми силами пытался снять груз забот с ее плеч, помогая по дому и не доставляя ей излишних хлопот. Также Алан прилежно засел за учебники, стараясь быть лучшим учеником в классе. Вскоре упорство принесло свои плоды: он получил стипендию элитной лондонской школы «Латимер». Там мальчик впервые увлекся драмой и появился на сцене в школьной постановке.
Детский вопрос
Правда, детей у пары не было. Так когда-то твердо решила Рима Хортон. Спустя много лет, правда, к ней закралось сожаление по поводу этого решения, но возраст уже не позволил что-либо изменить. Но муж в самом начале поддержал ее точно так же, как и она поддерживала его в решениях, которые принимал он.
Когда-то надоедливые журналисты задали ему вопрос о том, почему же так случилось, что пара живет без детей. Он довольно строго ответил, что это было обоюдно принятое решение. Но изначально малышей не хотела Рима Хортон, фильмография которой практически не содержит ее работ, потому что она так и не стала актрисой и всю жизнь преподавала экономику. Ее полностью устраивала их замкнутая друг на друге, но в то же время насыщенная и свободная от карапузов жизнь.
Алан Рикман с женой всю свою нерастраченную любовь к деткам дарят своим племянницам. Они балуют их, как могут, водят в музеи, кино, театры, стараются почаще с ними гулять. Актер уверен: если бы у них с Римой были дети, он с радостью позволял бы им все, что тем заблагорассудится; он был бы слабовольным отцом, потому что безгранично бы их обожал.
Такой он был всегда, один из великих актеров современного кино Алан Рикман. Семья являлась для него тем островком, где он мог отдохнуть от всех невзгод. Пять десятков лет супруги шли по жизни рука об руку.
Первые шаги к успеху
Алан Рикман закончил Колледж искусств и дизайна
Рикмана все больше тянуло к той, первой детской мечте – профессиональной сцене. В итоге, в 1972 году 26-летний Алан решил вновь пойти учиться. На этот раз в Королевскую академию драматического искусства. Его приняли с первого раза. Более того, Алан стал блестящим студентом, получившим королевскую стипендию. В копилку начинающего актера попали такие награды как «Приз Эмили Литтер», «Приз Форбса Роберстона» и золотая медаль Банкрофта.
Алан Рикман играл в пьесах по Ибсену, Брехту и Шекспиру
Однако после окончания академии карьера не пошла в гору. Рикману пришлось исколесить всю Англию, играя в пьесах Ибсена, Брехта и Шекспира. В 1981 году он побывал в Советском Союзе со спектаклем «Братья Карамазовы». Алан Рикман хватался за любую работу и оттачивал свое мастерство еще многие годы.
И вот, первая победа – роль Вальмонта в спектакле «Опасные связи» Шодерло де Лакло, где он снискал безусловный успех у английской публики. Зрители полюбили его настолько сильно, что стали заранее скупать афиши с изображением Рикмана. Так впервые в истории Лондона постеры к спектаклю стали дополнительным источником дохода для театра.
Алан Рикман в спектакле «Опасные связи»
В 1986 году постановку пригласили на Бродвей, а в 1987 Алан Рикман получил за нее премию американских критиков New York Critics Circle. Актер стал американской театральной звездой. Его заметил продюсер Джоэл Силвер, предложив ему кинороль в боевике «Крепкий орешек».
Переводчик: Мария Козлова/fastnfurio «Süddeutsche Zeitung» 14 января 2020 года, 14:06
Алан Рикман: Жизнь актера полна «последних дней»
Алан Рикман не любил говорить о своих политических взглядах, личной жизни и роли в «Гарри Поттере». В 2011 году актер дал газете «Зюддойче Цайтунг» одно из своих немногих интервью.
Беседовала Танья Рест
Данное интервью с Аланом Рикманом было опубликовано в 2011 году в связи с выходом последнего фильма «Гарри Поттер». Мы снова его публикуем в связи со смертью актера.
Он какое-то время занимался шекспировскими драмами. Алан Рикман во время мировой премьеры последнего фильма-саги о Гарри Поттере в 2011 году в Лондоне. (Фото: Getty Images)
Лондон, Мандарин Ориенталь. Пиарщики поверить не могут, что этот день наступил. За десять лет существования «Гарри Поттера» ни одного интервью! До этого момента! По пути в номер мы еще раз повторяем, на какие темы он говорит неохотно: это политические взгляды, личная жизнь, старые фильмы, роли злодеев, роль в «Гарри Поттере». И что же остается? А вот что.
ЗЦ:
Мистер Рикман, на ютубе есть запись вашего исполнения 130-го сонета Шекспира. Вы помните эту запись?
Алан Рикман:
Мне кажется, она была на компакт-диске. «Ее глаза на солнце не похожи…»
ЗЦ:
Скромнее, чем Вы, эти строки прочитать, наверное, невозможно.
Рикман:
Мм.. Спасибо. Мне вспомнилась постановка «Сна в летнюю ночь» в Стратфорде, много лет назад. Режиссером был Питер Брук. После спектакля он сказал нам: «Помните одно: вы никогда не достигнете высот автора и не сравнитесь с ним». Я это хорошо запомнил. Эти слова лучше всего подходят для сонетов. Сонеты — это сосуды, жаждущие мысли, и эту мысль нужно держать в голове. Сонет Шекспира нельзя декламировать. Его нужно рассказывать. То есть, то, что вы слышали на ютубе — это не «Алан Рикман прекрасно читает Шекспира». Вы просто слышали Шекспира.
ЗЦ:
Одна из комментаторов написала, что от вашего голоса получила оргазм.
Рикман:
Вот почему я не пользуюсь ютубом. Когда я учился в театральной школе, один из преподавателей говорил, что мой голос раздается из сливной трубы. С дальнего ее конца.
ЗЦ:
Вы серьезно? Британские ученые много лет назад разработали математическую формулу для определения идеального голоса. Ближе всего к идеалу оказались голос Джереми Айронса и ваш.
Рикман:
Помню, что слышал об этом, но не понимаю, что все это значит. Мой голос всегда был и остается проблемой, особенно в театре. Он очень тихий и образуется в неудобном месте, и иногда его вообще почти не слышно. Где-то там есть функциональный дефект. С таким голосом мне в кино однозначно лучше, чем в театре.
ЗЦ:
За 10 лет мы восемь раз видели вас в роли профессора Снейпа, самого неоднозначного и интересного персонажа вселенной Гарри Поттера. Вы всегда отказываетесь говорить о Снейпе. Почему?
Рикман:
Мне всегда казалось, что он — один из тех элементов яркого и сложного повествования, которые не нужно раскрывать. Детское воображение такая штука, что в его работу лучше не вмешиваться. Поэтому я молчал. Да и сейчас я не хочу говорить о том, что ожидает Снейпа в конце. Всегда найдутся дети, которые будут зажимать уши, потому что не захотят ничего знать.
ЗЦ:
На съемочной площадке вы были единственным, кто с самого начала знал тайну Снейпа.
Рикман:
Совершенно верно. Я знал небольшую деталь, которую мне рассказала Джо Роулинг. Небольшую, но имевшую решающее значение. И поверьте мне: речь идет не о конце истории. Я ее попросил по секрету рассказать мне кое-что о Снейпе только затем, чтобы я знал, каким путем он пойдет. Чтобы держать это в голове во время игры.
Кто-то должен был это сделать
ЗЦ:
Вы, конечно же, не откроете, о чем шла речь.
Рикман:
Нет, конечно.
ЗЦ:
Вы помните тот день, когда была снята ваша последняя сцена?
Рикман:
Разумеется. Это было в большом зале Хогвартса. Как всегда, стоял дикий шум. «И это была… последняя сцене Алана!» Аплодисменты, крики «ура» и все такое. Было легкое ощущение, что ты покидаешь свое тело, смотришь на себя со стороны и говоришь: «Это конец». Хотя в жизни актера полно последних дней. Один проект завершается, начинается другой.
ЗЦ:
Правда? Вам не было жаль? А может быть, вы наоборот испытали облегчение?
Рикман:
Я в некотором смысле вообще ничего не почувствовал. Есть, конечно, близкие отношения, которые складываются за недели и месяцы. А тут вообще прошло целое десятилетие. Конечно, у меня было всего около семи съемочных недель. В оставшееся время я снимался в других фильмах, играл в театре и ставил спектакли. Когда я возвращался на съемочную площадку, меня ждал все тот же костюм. Все та же длинная черная мантия. Единственное отличие: трое детей опять немножко выросли.
ЗЦ:
Вы имеете в виду Даниэла Рэдклиффа, Эмму Уотсон и Руперта Гринта, Гарри, Гермиону и Рона?
Рикман:
Я наблюдал, как они становятся взрослыми. Наблюдал за ними и за другими детьми тоже. «Нэвилл», был в начале очень маленького роста и пухленький, а сейчас он длинный и худой. Симпатичные рыжеволосые близнецы Уизли превратились в создания ростом метр девяносто. У детей на съемочной площадке всегда была своя компания. Мы, взрослые, были немного в стороне. И вдруг наступил день, когда мы с Дэниэлом Рэдклиффом сидели в Нью-Йорке за чашкой кофе и разговаривали. Помню, что я вдруг подумал: «Вот это разговор на равных двоих взрослых людей». Это меня очень тронуло.
ЗЦ:
Дэниэл Рэдклифф в 12 лет стал миллионером. Вы выросли в очень скромных условиях. Что в вашем случае значит рабочий класс?
Рикман:
Очень просто. Мы очень хорошо понимали, что сколько стоит. Нельзя было просто по щелчку получить то, что хочешь. Мы, британцы, живем в стране с классовой системой общества. Однако я очень ценю свое происхождение и свое детство. Оно многому меня научило, сформировало меня.
ЗЦ:
Вам чего-то недоставало?
Рикман:
Только материального. В остальном я получал все, что мне было нужно: любовь, поддержку и возможность быть собой. Мне, конечно, не хватало отца. Он умер, когда мне было восемь лет.
ЗЦ:
Вас было четверо детей. Как ваша мама со всем справлялась?
Рикман:
Она работала на нескольких работах. Мыла полы, работала телефонисткой, сидела за швейной машинкой и шила чехлы для автомобильных сидений. Она делала то, что должна была делать, чтобы прокормить нас, детей.
Рикман убедителен и в женских ролях
ЗЦ:
Что думает семья о вашем успехе?
Рикман:
Они за меня рады, но, к счастью, все это их не очень волнует. Не думаю, что моя работа кажется им важнее, чем чья-либо другая. Честно говоря, мы вообще не говорим о моей профессии. Моя племянница как раз ждет второго ребенка, и это для нас намного интереснее.
ЗЦ:
В 13 лет вы получили стипендию, чтобы поступить в респектабельную школу Латимер в западном Лондоне. Вы многим обязаны этой стипендии?
Рикман:
Ей я обязан всем.
ЗЦ:
Почему?
Рикман:
Потому я попал в прекрасную школу, где хвалили за то, что ты интересуешься двумя совершенно разными предметами, например, искусством и физикой. Это я не про себя говорю, но в моем классе был мальчик, который в 16 лет выбрал именно эти два основных предмета. Позже он стал преподавателем по искусству. И никто ему не говорил: «искусство и физика, что это вообще за ерунда?» В моей школе была также очень развита театральная традиция. Мы постоянно ставили спектакли, причем на довольно высоком уровне.
ЗЦ:
Правда, что вы часто играли женские роли?
Рикман:
Школа была для мальчиков. Кто-то же должен был их играть.
ЗЦ:
Если бы ваша мать получила такой же шанс, она не стала бы шить чехлы для автомобильных сидений?
Рикман:
Это очень хороший пример. Моя мать как раз была исключительно одаренной певицей. Она даже выступала. Но когда умер мой отец, ей пришлось прекратить, потому что у нас не было денег. Она так и не смогла заниматься профессионально пением. Я часто думаю, как это несправедливо.
ЗЦ:
До вашего прорыва в кино еще было далеко. Первая роль, соперника Брюса Уиллиса в «Крепком орешке», вам досталась в 42 года. С тех пор все пошло гораздо быстрее, не так ли?
Рикман:
Сейчас у тебя намного меньше времени на то, чтобы сделать карьеру. Я сижу в правлении RADA, Королевской академии драматического искусства, в которой учился. Каждый год 3000 молодых людей борются за 30 мест. Чтобы тебя приняли, нужен талант. Но мы живем в мире, где многое решает высота скул. После окончания театральной школы я много лет работал в маленьких театрах на периферии. Это был тяжелый, изнурительный путь наверх. Сегодня наши выпускники знают, что, имея правильную внешность, можно стать кинозвездой через неделю. Кино покрывает очень многие недостатки.
ЗЦ:
Могу я спросить, как вы сегодня добрались до этого отеля?
Рикман:
Водитель постучал ко мне в дверь, забрал меня и привез сюда. А что?
«Попытайся не выглядеть такой старой»
ЗЦ:
Вам не кажется иногда, что когда, так сказать, добиваешься успеха, наступает изоляция от реального мира?
Рикман:
Я помню, как в первый раз летел первым классом. Или, что еще удивительнее, как я в первый раз садился в лимузин с тонированными стеклами, когда ехал на какую-то встречу. Стекла поднялись, и мир за ними исчез. Я нахожусь на очень низком уровне по сравнению с некоторыми гигантами кинобизнеса, всеобщими кумирами. Но вы правы: первоочередная задача первого класса в самолете и лимузина с тонированными стеклами — это на данном этапе карьеры оградить меня от мира. Создать дистанцию.
ЗЦ:
Что может быть очень полезно.
Рикман:
Все просчитано. Дистанция делает тебя объектом фантазий. Надо всегда помнить: это не ты, а образы, которые ты воплотил. Если ты захочешь проехаться в автобусе или поезде… Ко мне это относится в меньшей степени, но для очень известных людей это станет адом. На тебя налетят, как саранча. Кто-то вроде Брэда Питта может даже не мечтать закупиться в Селфриджез.
ЗЦ:
Вы часто избегаете общественных мест?
Рикман:
Да нет, в Лондоне я постоянно хожу пешком, стою в очередях, захожу в супермаркеты, и это только благодаря тому, что англичане всегда смотрят себе под ноги. В Америке сложнее, там люди помешаны на знаменитостях.
ЗЦ:
Мы говорили о том, как вы читали Шекспира. Актеру не сложно делать так мало?
Рикман:
Нет, сложно. Хороший сценарий играет большую роль. И хороший режиссер, такой как Энг Ли, у которого я снимался в «Разуме и чувствах».
ЗЦ:
Как было с ним работать?
Рикман:
Он с Тайваня, и его английский был, мягко говоря… не на высоте. На съемочной площадке он писал всем записки, над которыми приходилось долго размышлять, поскольку они были на гонконгском английском. Эмма Томпсон записывала все в дневнике и недавно мне перечитала. После одной сцены она получила от Энга Ли записку со словами: «Эмма, старайся не выглядеть такой старой».
ЗЦ:
Не слишком лестно.
Рикман:
Да, но он-то имел в виду «мудрой не по годам». Мне он написал: «Алан, будь тоньше — работай больше». Признаюсь, я был в замешательстве. На самом деле он хотел мне сказать, чтобы я больше внимания уделял тонким моментам. Я доверяю ему до сих пор. В процессе съемок ты приобретаешь знания, которые, возможно, пригодятся позже на сцене. Можешь просто стоять и ничего не делать, но пока внутри тебя живет мысль, камера будет ее фиксировать. Это меня очень воодушевляет.
ЗЦ:
Ваша скромность заслуживает уважения, но все знают, что вы с легкостью за. Брюс Уиллис, а особенно Кевин Костнер в «Робин Гуде» не всегда выигрышно смотрелись на вашем фоне…
Рикман:
Это понятие журналисты используют в отношении некоторых актеров. Мне оно не очень нравится.
ЗЦ:
Предполагаю, что вы делали это не нарчно. Но разве это не большой комплимент?
Рикман:
Мне бы хотелось, чтобы зрители больше внимания уделяли самой истории. Что касается ярлыков, то к ним я отношусь, как к ютубу: предпочитаю не пользоваться.
Алан Рикман родился в 1946 году в западном Лондоне вторым из четверых детей. Стипендия дала ему возможность посещать школу с богатыми традициями, где он регулярно играл на сцене. Сначала он изучал графический дизайн, а потом поступил на актерский факультет в RADA, Королевскую академию драматического искусства. Его успех в роли виконта де Вальмона в театральной постановке «Опасных связей» привел его в фильм «Крепкий орешек» в 1988 году. Затем были «Робин Гуд» с Кевином Костнером, «Разум и чувства» и «Суини Тодд». Он играл профессора Снейпа во всех восьми фильмах серии «Гарри Поттер». Начиная с 1977 года Алан Рикман находился в отношениях с Римой Хортон, политиком от лейбористской партии. Источник: https://www.sueddeutsche.de/kultur/alan-rickman-ein-schauspielerleben-steckt-voller-letzter-tage-1.111785
Расцвет карьеры
Именно «Крепкий орешек» – фильм 1988 года режиссера Джона МакТирнана, повествующий о террористах, захвативших самолет, сделал Алана Рикмана голливудской звездой первой величины.
Алан Рикман в фильме «Крепкий орешек»
Перед началом съемок Алан сомневался: ему уже 42, а он только-только собирается дебютировать в большом кино. К тому же основной напарник по площадке – сам Брюс Уиллис. Рикману предстояло выступить в образе главного злодея, с коей он, кстати, справился блестяще. Правда, потом долго сетовал, мол, работу свою выполнил почти «задаром». По словам Рикмана, гонорар у Уиллиса был столь высок (около 7 млн долл.), что руководители проекта набирали прочих актеров по принципу «кому бы они могли ничего не платить».
Слава досталась Рикману вместе с ярлыком «тот плохой парень»
Но в долгосрочной перспективе Рикман все-таки сорвал куш: «Крепкий орешек» моментально стал классикой жанра и критики довольно долго спорили, чья роль была исполнена лучше – хорошего парня Брюса или его противника Алана. Актер впоследствии не раз грустно шутил, что слава досталась ему вместе с ярлыком «тот плохой парень». И все-таки дальнейшие предложения не заставили себя ждать.
Алан Рикман в фильме «Январский человек»
Итак, в 1989 году он сыграл небольшую роль в фильме «Январский человек» Пэт О’Коннора, где ему удалось поработать со звездами того времени – Кевин Кляйном и Мэри Элизабет Мастрантонио.
А уже в 1991 году он снялся сразу в нескольких лентах: триллере «Страна в шкафу», романтической истории «Истинно, безумно, глубоко», мелодраме «Закрой мои глаза». Его партнерами по площадке стали Клайв Оуэн, Мэдели Стоу, Джульет Ивенсон.
Алан Рикман в картине «Робин Гуд: Принц воров»
Правда, у зрителей и кинокритиков наибольший интерес вызвал лишь одна из его работ того года «Робин Гуд: Принц воров» режиссера Кевина Рейнольдса, где Рикману досталась роль озлобленного шерифа. За симпатии публики в этой истории Алану пришлось побороться с самим Кевином Костнером в образе Робина Гуда.
В 1995 году Рикман наконец-то создал образ положительного героя («Разум и чувства»)
В 1995 году Рикман наконец-то создал образ положительного героя в экранизации романа «Разум и чувства». Убедить продюсеров, что актер будет смотреться в картине органично смогла автор сценария и друг Алана Эмма Томпсон. Впоследствии, некоторые критики даже сочли, что Рикман вышел уж слишком «хорошим» персонажем. Но поклонники этого мнения не разделили, и актер был номинирован на премию «BAFTA» в категории за лучшую роль второго плана.
Алан Рикман в фильме «Распутин»
В 1996 году Алан получил сразу две премии: «Эмми» и «Золотой глобус». Ими была отмечена заглавная игра Рикмана в фильме «Распутин», где он талантливо выразил образ русского бунтаря и исторически-спорной личности. Алан Рикман получает «Золотой глобус» В этом же году Алан попробовал себя в роли режиссера, поставив спектакль по пьесе Шарман МакДональд «Зимний гость». Дебют не прошел незамеченным: лента получила две премии Венецианского кинофестиваля.
Алан Рикман и Эмма Томпсон
Что касается актерской карьеры, на счету Алана Рикмана продолжали накапливаться десятки блестящих ролей. Среди самых известных лент в фильмографии актера того периода значатся триллер «Поцелуй Иуды» Себастьяна Гутьерреса, военная драма «Майкл Коллинз» Нила Джордана, комедия «Догма» Кевина Смита, драма «Английский цирюльник» Пэдди Бретнэка и другие.
На роль Северуса Снегга Рикмана пригласила лично Джоан Роулинг
В 2000 году для актера началась новая творческая эпоха: он подписал контракт на роль Северуса Снегга, декана факультета Слизерина в серии фильмов о мальчике-волшебнике «Гарри Поттере». Приглашение на эту роль он получил лично от Джоан Роулинг, автора серии одноименных романов. Джоан была уверена, что более великолепной кандидатуры ей просто не найти.
Кадр из «Поттерианы»
Если до момента выхода первого фильма о мальчике Гарри Рикман был крайне популярным актером, то после него стал культовым. Разумеется, «Поттериана» зажгла звезды многих, в основном молодых актеров – Дэниела Рэдклиффа, Руперта Гринта, Эммы Уотсон и других. Однако все они не раз подчеркивали, как важно было сотрудничество на съемочной площадке именно с Аланом Рикманом. Актеры «Поттерианы» об Алане Рикмане Он, в отличие от своих злодейских амплуа, был неизменно сдержан, вежлив и никогда не скупился на добрые советы новичкам.
С 2006 по 2012 на главные и второстепенные роли Алана приглашали такие режиссеры как Марк Эванс (драма «Снежный пирог»), Том Тыквер (фэнтези-драма «Парфюмер»), Тим Бертон (мюзикл «Суини Тодд»), Майкл Хоффман (комедия «Гамбит») и другие.
Алан Рикман в картине «Реальная любовь»
В 2013 году Алан Рикман порадовал поклонников своим участием в картине «Клуб «CBGB», где сыграл легендарного музыканта и владельца знакового клуба в Нью-Йорке. На одной площадке вместе с ним работали Эшли Грин, Стана Катич и Руперт Гринт. Фильм оценили, как преданные поклонники творчества Рикмана, так и многочисленные кинокритики.
В 2013 году Алан Рикман порадовал поклонников своим участием в картине «Клуб «CBGB»
Кстати, помимо несомненного актерского таланта, Рикман владел еще одним природным даром – необычным, бархатным, низким тембром голоса, а также идеальным английским произношением. Недаром в киноиндустрии ему дали прозвище The Voice (голос). Алана часто приглашали озвучивать анимированные и игровые фильмы. Одним из последних озвученных им мультфильмов стала «Алиса в стране чудес» (2010 год) в интерпретации Тима Бертона, где он работал «голосом» знаменитой гусеницы Абсолема. Голос Алана Рикмана в мультфильме «Алиса в стране чудес» В 2020 году вышел последний фильм с участием знаменитого рикмановского голоса «Алиса в Зазеркалье», который является продолжением фильма «Алиса в Стране Чудес». В этом фильме Алан Рикман вновь озвучивал Абсолема (только уже не гусеницу, а обернувшуюся из нее бабочку).
Актерская карьера
Alan Rickman дебютировал на сцене Лондона в роли виконта де Вальмона в спектакле «Опасные связи». Во время Нью-Йоркских гастролей этого спектакля на Бродвее в 1987 году талант начинающего актера был высоко оценен и его пригласили сниматься в кино. Рикман и до этого появлялся в нескольких картинах британского производства, исполняя небольшие роли, однако в тот момент ему предложили вторую главную роль после Брюса Уиллиса в фильме «Крепкий орешек». После этого Alan Rickman стал часто совмещать театральную деятельность с киносъемками.
Следующей успешной ролью стал шериф Ноттингема в фильме 1992 года «Робин Гуд: Принц воров», после чего за актером закрепилось амплуа злодея. В 1996 он исполнил роль Распутина в одноименном фильме, за которую получил премии «Эмми» и «Золотой глобус».
В 2001 году Alan Rickman был утвержден на роль Северуса Снейпа во всех экранизациях произведений о Гарри Поттере. Этот образ принес актеру настоящую славу, и по сей день она считается самой значительной в его карьере.
Alan Rickman исполнил более семидесяти ролей в разных фильмах и сериалах, включая роли озвучивания (например, гусеница Абсолем в фильме Тима Бертона «Алиса в Стране чудес»). Помимо этого он имел успех и на режиссерском поприще, поставив несколько спектаклей и сняв фильмы «Зимний гость» (1997) и «Версальский роман» (2014), высоко оцененные как зрителями, так и критиками.
Личная жизнь Алана Рикмана
Алана Рикмана часто называли «последним голливудским однолюбом». Свою будущую и единственную супругу Риму Хортон актер встретил в 1965 году, когда ему было 19, а ей – 18 лет. Случайная встреча постепенно переросла в любовь, которая согревала пару всю их совместную жизнь, а именно 51 год.
Свою будущую и единственную супругу Риму Хортон Рикман встретил в 1965 году
Рима была и остается женщиной либеральных взглядов. В молодости она баллотировалась в парламент как кандидат от партии лейбористов. В качестве жизненного призвания выбрала преподавание экономики.
Алан Рикман с женой
Личная жизнь
Единственной любимой женщиной знаменитого артиста была Рима Хортон. Они познакомились, когда Алану было 19, а Риме 18 лет. С тех пор пара была неразлучной долгие десятилетия. Рима Хортон – преподаватель Кингстонского университета. А ещё – видный член лейбористской партии. Их супружеская пара всегда была эталоном крепкого брака и полного взаимопонимания, хотя детей у супругов не было.
Алан Рикман и его жена Рима Хортон
Примечательно, что узаконить свои отношения они решили почти через 50 лет после знакомства, в 2012 году. А новость о том, что брак перешел в официальный статус, проникла в средства массовой информации ещё позже – в 2015-ом.
Немецкая газета «Бильд» сообщила, что личная жизнь Алана Рикмана и Римы Хартон наконец обрела «законные очертания». Той же газете актёр сообщил, что свадьба состоялась в Нью-Йорке и была прекрасна тем, что на ней не было гостей.
Алан Рикман о себе, жизни и кино
14 января в Лондоне на 70-м году жизни умер британский актер Алан Рикман, известный по картинам «Крепкий орешек», «Догма», «Парфюмер» и серии фильмов о Гарри Поттере. По сообщениям СМИ, артист страдал от рака.
Давайте вспомним несколько цитат этого великого человека.
Разумеется, исследовать злую сторону интересно, но здесь все связано со зрителями, со мной, и с ломкой предрассудков. Мне нравится, когда люди говорят: «Я хотел, чтобы у шерифа все получилось».
Не думаю, что есть актеры,
которые не захотели, бы сниматься, будь у них такая возможность. Проблема отчасти в том, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время: ты либо знаешь, как это делать, либо тебе просто везет.
Тебе дают микрофон,
и ты можешь сказать все, что думаешь. В такой решающий момент, как, например, во время выборов, ты должен делать то, во что веришь.
Я иду туда, куда меня ведет сценарий.
Зря вы думаете, что актеры вольны выбирать, что им вздумается. Хорошие сценарии на дороге не валяются. Мне нравится путешествовать по разным уголкам планеты, в этом – большая часть очарования моей работы в кино.
Я все время обо всем беспокоюсь.
Я беспокоюсь о том, что я беспокоюсь. Единственный способ от этого избавиться – выйти на сцену. По-моему, жизнь построена на ощущениях, как и все остальное; игра на сцене – попытка воспроизвести это ощущение.
Мне часто говорят,
что актерам нужно выходить на сцену в футболке с надписью: «хотите верьте, хотите – нет, но я делаю все, что могу».
Я много знаю о себе.
С одной стороны, я – тот человек, который утром засовывает грязное белье в стиральную машинку. Но когда толпа людей ждет тебя у служебного входа, ты вдруг становишься совсем другим.
Но мне нравится Лос-Анджелес.
Там я вожу машину, а здесь – нет. Этот город отвратителен и прекрасен, такое же ощущение, как если ходишь обедать в кафе «Dunkin’ Donuts» каждый день.
Я всю жизнь хожу по очень тонкому льду.
Привыкаешь полагаться на интуицию. Сейчас мне нужно создать побольше свободного места – и у себя в голове, и дома в гостиной. Кухня и столовая теперь стали моим рабочим кабинетом. Мне кажется, что если я разберусь со всем, что лежит у меня в столовой на столе, то все встанет на свои места.
Как актер, я считаю, что скромность очень важна.
Ты отдаешь себя режиссерам, они — гораздо менее скромные.
Сниматься в кино
после игры в театре – восемь раз в неделю играя Вальмона – отдых и удовольствие.
О роли в «Закрой мои глаза»:
В этом фильме мне много приходилось играть обнаженным, и я делал это в первый раз. Она шепчет мне: «А на тебе надето что-нибудь?» Конечно же. Но, господи — на самом деле, на мне ничего не было.
Что-нибудь об актерах?
Мне жутко надоели актеры, рассказывающие о себе. Не думаю, что окружающим стоит все знать обо мне.
Об успехе:
«В Лос-Анджелесе успех измеряется высотой стен вокруг вашего дома, и размерами этого самого дома. На мой взгляд, это просто жалко».
В игре
ты отдаешь часть себя своей роли. Я не прячусь, не пытаюсь сбежать или стать незаметным. Я лишь хочу, чтобы у меня на лбу не было написано, кто я, потому что это мешает людям, искренне верящим в мои роли.
Я не несу никакой ответственности за чьи-либо фантазии.
Я не стану думать об этом, принимать их слишком близко к сердцу, подстраиваться под них. Мне нравится быть звеном в цепи тех, кто рассказывает истории.
Если люди хотят знать,
кто я, пусть смотрят на мою игру – все в ней.
Что может быть лучше
встречи с друзьями, хорошего вина, разговоров, взаимопонимания? За исключением секса. Или изображения его на сцене.
Нет, я никогда не был
сексуально озабоченным, хотя, может и буду, на следующей неделе.
О своих недостатках:
«Острый язык. Пытаюсь как-то с этим справиться. Наверно, это из-за того, что я кельт».
Можно играть правдиво,
и можно лгать. Можно раскрыть себя, и можно закрыться. Зрители либо узнают что-то о себе, либо нет. Ты надеешься, что они не будут выходить из театра, думая: «Что ж, было мило. Где же такси?».
В семьдесят лет
я все еще буду сниматься в кино и играть на сцене.
По поводу
того, почему у него нет детей: «Вам следовало бы помнить, что не я один это решаю. Есть еще и Рима. Я бы хотел иметь семью. Иногда я думаю, что самым идеальным было бы, если трое детей – восьми, десяти и двенадцати лет — свалились бы на нас из ниоткуда – мы бы были для них прекрасными родителями».
«Крепкий орешек»
— классика своего жанра, и я рад, что играл в нем, потому что иначе я вряд ли бы сидел здесь и разговаривал с вами.
О «Зимнем госте»:
Такое время наступает для многих из нас – когда роли меняются, и дети должны стать родителями. Вы либо принимаете на себя ответственность и ухаживаете за своими родителями, либо нет. Моя мама тоже рано овдовела. Я был вторым сыном из четырех – и она вырастила нас всех сама».
О роли О’Хара
в «Ужасно большом приключении»: Ну, разумеется, я не знал последовательности реплик, но понял своего героя – ту нотку романтики в нем, которая, наверно, есть у всех без исключения – в какой-то момент жизни появляется желание запрыгнуть на мотоцикл и умчаться куда-нибудь с парой личных вещей и все. Это есть в каждом. Я понял его, потому что часть его есть и во мне тоже.
Одно могу сказать
– моя работа становится все сложнее и сложнее. Чем больше ты осознаешь свои способности, тем труднее тебе становится что-то делать. Это как обратная пропорциональность, если можно так выразиться. Как-то совместил эти два слова, и они сюда точно подходят.
Игра актера
должна быть игрой на подходящем инструменте. Труба и скрипка – разные вещи. Актер должен защищать себя – и в то же время быть очень открытым. Очень сложно достигнуть такого баланса – на самом деле, даже невозможно. Ненавижу говорить об этом – звучит так глупо.
Моей основной проблемой
с Гамлетом было – как, черт побери, можно это сделать, как нужно дышать? Дело не только в том, что сама пьеса длинная, главное, что этот чертов Шекспир поставил три огромных монолога прямо друг за другом.
У меня нет какого-то единого плана.
Каждый раз я делаю выбор, исходя из ситуации. Вот, например, я снимался в «Месмере» — и это было очень сложно, а «Ужасно большое приключение» Майка Ньюэлла – как глоток свежего воздуха. Совершенно разные вещи.
Если бы
у меня были дети, думаю, я позволял бы им носить все, что угодно. Друзья не верят, когда я говорю им об этом, но я позволил бы детям гулять по улице в розовом люрексе и золотистой синтетике.
Киноиндустрия
— это большое ведро дерьма, и мы в нем плаваем. Есть множество людей, гораздо труднее меня, например, Джулиет Стивенсон. «Трудный» для меня означает человека очень умного, который задает вопросы к месту, который старается использовать себя на полную катушку. Кто сказал, что я трудный? Насколько мне известно, я не хожу и не кричу по поводу размеров своей гримерной.
О своей роли в «Соломенной вдове»
(The Grass Widow), где ему пришлось обнажаться: «Так странно делать это. Нужно притвориться, что это не со мной».
О Риме:
Она ко всему этому не имеет отношения, так что мне очень не нравится, когда начинают о ней говорить. Ей от этого только труднее. Думаю, у каждых отношений должны быть собственные правила. Она терпелива. Очень, просто невероятно терпелива. Почти святая.
Нет, это не было
любовью с первого взгляда. Терпеть не могу, когда нас пытаются представить как нечто необыкновенное. Наши отношения такие же сложные, запутанные, как и у любой другой пары. Мы через многое прошли. Но я действительно ее уважаю. Мы можем просто сидеть рядом и долго молча читать, а потом она вдруг прочтет что-нибудь вслух, и мы начинаем смеяться.
Думаю, двум актерам
трудно ужиться вместе потому, что работа отбирает все время. Да, Джуди Денч и Майкл Уильямс – счастливая пара, но, возможно, благодаря тому, что они научились оставлять свои проблемы в комнате для репетиций. У меня никогда так не получалось — я все несу домой. Хожу мрачный, а Рима смеется и сразу же вникает в суть вопроса. Какие бы у нее проблемы ни были, она кладет голову на подушку и сразу же засыпает!
Путешествия
– самое приятное в моей жизни. Я люблю ехать на поезде, лететь в самолете, плыть на корабле. Когда меня спрашивают, оказал ли кто-то на меня влияние, я отвечаю, что преклоняюсь перед Фредом Астером, потому что когда смотришь, как он танцует, никогда не смотришь на его руки, ноги – только на него самого. Вы никогда не видите часов работы, повторов, репетиций, но лишь удивительную личность и свободу.
Талант
– это случайная комбинация генов – и ответственности. Это что-то данное, у всех есть талант, так случилось, что мой талант – актерский, и мне дали возможность его реализовать. Это странная и очень большая ответственность. Я не против соблазна, если это приведет к хорошей идее или потрясению. Тебе платят, ты усыпляешь бдительность, а потом бьешь.
Мне нравится возбуждать
в людях двусмысленные чувства. Я вовсе не на витрине, чтобы люди смотрели на меня и восхищались. Мне нравится все смешивать. Зрители не должны быть пассивны. Они должны работать.
Я – рыбы по гороскопу.
В любой области моей жизни всегда есть противоречие. Порой я сам себя изумляю. Кто я? То «я», которое никак не может заняться стиркой – я знаю это «я» очень хорошо – смотрит на другое «я», которое стоит и репетирует, и спрашивает: «Кто это, со всеми своими идеями, выдумками?» Порой я следую интуиции, порой действую очень рационально. Думаю, это зависит от времени суток.
Дайте мне окно,
и я в него уставлюсь.