Детство и юность
Родился актер и режиссер Александр Николаевич Баширов в Сибири, в маленькой деревушке Согом в Ханты-Мансийской автономии 24 сентября 1955 г. В нем смешалась кровь народности ханты (со стороны отца, которого он не помнит) и татарская. Сашу растили мать Мария Катыровна, работавшая телеграфисткой на почте, и дед-инвалид с ярко выраженными антисоветскими убеждениями и страстью к рыбалке.
Александр Баширов в детстве
Мальчик был по большей части предоставлен сам себе, хватал трояки по поведению в школе и уже в третьем классе начал курить. Он увлекался живописью, поэтому после окончания 8 класса поехал поступать в Художественное училище в Ленинград.
По национальности Александр Баширов хант и татарин
К этому городу мама и дед относилась с пиететом, возникшим еще в годы войны, когда в Согоме проживали эвакуированные блокадники. Саша заочно полюбил Ленинград, поэтому даже провалив экзамены в «художку», схватился за возможность поступить в ПТУ № 57 на плиточника-облицовщика. Затем была тяжелая работа на заводе в Выборге, служба в армии с 1981 по 1983 г. и постепенное осознание своего призвания.
Главный любитель выпить в нашем кино. Как живет Александр Баширов в реальной жизни
Артист Александр Баширов хорошо известен всем любителям кино. И это не удивительно: ведь в арсенале актера более 150 ролей в фильмах и сериалах. А самое интересное, что в подавляющем большинстве картин герои Баширова — пьяницы, бандиты, воры и прочие отрицательные персонажи. Многие зрители уверены, что Александр и в реальной жизни живет привычками своих героев. Тем более, что имя артиста частенько мелькает в скандальной хронике.
Попробуем узнать, так ли это на самом деле.
Воспитанием Саши толком никто не занимался
Будущая звезда сериалов «Штрафбат», «Ледниковый период» и «Убойная сила» появился на свет в далекой деревне Согом, в Ханты-Мансийском национальном округе. Правда, практически сразу же после рождения малыша его родители разбежались и мама вместе с маленьким Сашей переехала в Тюмень к своему отцу.
Как вспоминал впоследствии Баширов, его воспитанием толком никто не занимался — мама целыми днями пропадала на работе, а дед старательно вел незамысловатое хозяйство. Поэтому с ранних лет Саша был предоставлен сам себе и пользовался этим «на всю катушку»: прогуливал уроки, дрался, хулиганил, курил и даже понемногу выпивал.
С горем пополам закончив 8 классов, Александр подался в Ленинград, где поступил в ПТУ. Выучившись на плиточника-облицовщика, парень стал работать на цементном заводе в Выборге.
Баширов нарисовал Брежнева в танкистском шлеме и очках
Когда Баширову было 26 лет, то его неожиданно призвали в армию. Служил он в Забайкалье в танковых войсках. Учитывая возраст призывника, а также то, что он довольно неплохо рисовал, командиры не стали его перегружать строевой подготовкой, а определили в армейский клуб художником.
А вскоре Саше дали первое ответственное задание — нарисовать Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, за право носить имя которого боролась танковая дивизия. И Баширов нарисовал, да так, что все ахнули — на огромном плакате размером 3х4 он изобразил генсека… в танкистском шлеме и очках.
Самое интересное, что имя Брежнева дивизии так и не присвоили — пока Баширов трудился над портретом, Леонид Ильич успел скончаться.
С Владимиром Стекловым в к/ф «Чужая белая и рябой» / Казахфильм, Мосфильм
Баширов сбросил халат и остался на сцене в чем мать родила
Еще в армии у Баширова созрело желание заняться творчеством. Поэтому демобилизовавшись, он не стал возвращаться к своей рабочей профессии, а подал документы во ВГИК на режиссерский факультет. И с первого же раза поступил.
Но и во время учебы Баширов не мог обойтись без хулиганских выходок. Однажды руководитель курса Игорь Таланкин дал студентам задание — срежиссировать отрывок из какого-нибудь классического произведения.
Однокурсница Саши, шведка Мария Ценскен, для своего показа выбрала сцену из «Фауста» Гете, а Баширова пригласила на роль Мефистофеля.
И вот настал день показа. В зрительном зале сидят преподаватели — Игорь Таланкин, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева. На сцену гордо выходит Фауст, а следом за ним появляется Баширов-Мефистофель, почему-то одетый в домашний халат.
По сюжету должно состояться знакомство героев. Фауст поворачивается к Мефистофелю, а тот внезапно сбрасывает халат на пол и предстает перед своим визави и сидящими в зале мэтрами… в чем мать родила.
После немой паузы по приказу Таланкина срочно дали занавес. И хотя Баширову здорово влетело, он остался доволен своей импровизацией.
Кстати, Мария Ценскен, в этюде которой прославился Александр, стала его первой женой. Правда, брак этот продержался совсем недолго.
К/ф «Асса» / Мосфильм (студия «Круг»)
«Роли героев-любовников мне редко попадаются»
Еще во время учебы Баширов начал сниматься в кино. Его «первооткрывателем» стал известный режиссер Сергей Соловьев. В 1986 году он предложил Александру роль Чудика в своем фильме «Чужая белая и рябой». А еще через год снял Баширова в роли фальшивого майора ВВС Бабакина в культовой картине «Асса».
Вслед за Соловьевым стали приглашать Александра другие режиссеры. Правда, роли ему предлагали, в основном, довольно однотипные — бомж, бандит, алкаш, вор в законе, киллер. Но Баширова не задевало, что все его герои отрицательные и он с охотой соглашался.
И сегодня, когда Александра спрашивают, не надоело ли ему играть маргиналов, он в своей обычной полушутливой манере отвечает:
«А наш народ почему-то больше всего любит отрицательных персонажей. И потом, кто-то же должен приносить радость, даже в форме отрицательного персонажа. Хотя, конечно, я мечтаю о ролях героев-любовников и даже королей, но они редко мне попадаются».
К/ф «Мама не горюй» / К/ст им.Горького, Кинокомпания СТВ
«Не пускают меня разговаривать с миром»
Мало-помалу от фильма к фильму Баширов стал одним из самых снимаемых российских актеров. И сегодня его фильмография насчитывает более 150 картин.
Самые значительные работы Баширова — Валентин Компостеров в «Дом под звездным небом», клоун в «Граница. Таежный роман», Бегемот в «Мастер и Маргарита», Федя Арамышев в «Хрусталев, машину», Клещ в «Ледниковый период», Фердыщенко в «Даун Хаус», Стира в «Штрафбат».
К/ф «Штрафбат» / Кино при участии Киностудии «Эталон-фильм»
Интересно, что несмотря на огромное количество ролей, Баширов не считает себя настоящим актером. В любом интервью он подчеркивает, что учился на режиссерском факультете, а снимается в кино лишь ради заработка.
А на вопрос, почему же он сам не снимает фильмы, Александр отвечает:
«Наверное, у меня недостаточно смешные сценарии… Да, и сам я страдаю не очень доходчивым чувством юмора. Поэтому не пускают меня разговаривать с миром, считая, что потраченные таким образом деньги попросту вылетят в трубу».
Тем не менее, в послужном списке Баширова-режиссера все-таки есть четыре картины — «Волк», «Удачи тебе, сыщик», «Развод по-русски» и «Железная пята олигархии».
Кстати, за последний фильм, снятый еще в 1998 году, Александр Баширов получил множество разных фестивальных наград, среди которых приз журнала Filmcritic в Венеции, приз Tiger Award в Роттердаме, диплом лучшего европейского фильма в Александрии.
К/ф «Мастер и Маргарита» / Ленфильм, Централ Партнершип
«Я не думал, что «Дебоширфильм» будет так долго жить»
Еще в 1996 году Баширов организовал в Петербурге собственную студию «Дебоширфильм», в которой сам же преподает актерско-режиссерское искусство. И с тех пор каждый год он вместе со слушателями студии проводит одноименный фестиваль, на котором показывают самые хулиганские картины со всего мира.
«Организовывая этот фестиваль, я сам не знал, что он будет так долго жить. Помню, думал: ну покажем разок фильмы, которые не нужны другим фестивалям по каким-то коммерческим, эстетическим и нравственным причинам и все. Но фестиваль жив и поныне», — говорит Александр Баширов.
К/ф «Два в одном» / SOTA Cinema Group
«Зачем ты это делаешь?» Для этого служанки есть…»
Что касается личной жизни Баширова, то она у него не менее бурная, чем творческая. Александр был трижды женат. Вскоре после кратковременного брака с Марией Ценскен он женился на другой своей сокурснице, американке Венди Ньютон. А, закончив институт, уехал с молодой супругой на родину Венди в США.
По словам актера, он не ожидал,что попадет в такую богатую и знаменитую семью. Дело в том, что мать Венди — актриса и режиссер-документалист Джоан Харви, ставшая известной после фильма «Америка от Гитлера до MX».
«Утром, помню, встаю, постель заправил, чего-то покушать иду, а жена, Венди, спрашивает: «Зачем ты это делаешь?» Для этого служанки есть…» ,— вспоминает Баширов.
В Америке Баширов не терял времени даром — учил английский на курсах в Колумбийском университете, а также занимался в актерской мастерской под руководством Лоуренса Арансио. Но со временем, по его словам, сильно заскучал. Тем более, что с женой, а особенно с тещей артист никак не мог найти общий язык.
«Папа, это круто! Режиссером хочу быть»
Проскучав несколько лет, Баширов, несмотря на то, что у них с Венди родился сын Кристофер, подал на развод и вернулся на родину.
С Кристофером Александр и по сей день поддерживает отношения. Парень неоднократно приезжал в Россию и даже побывал вместе с отцом в его родном Ханты-Мансийском округе на фестивале.
«После этого он сказал: «Папа, это круто! Режиссером хочу быть». А я ответил: «Крис, жизнь режиссера — это не только красные дорожки». Но я дал ему камеру, чтобы он в Америке там каких-то бомжей снял, но, в общем, режиссерская карьера не получилась», — рассказывает Баширов.
Сейчас, по словам Александра, Кристофер увлекся экологией: живет в коммуне возле Великих озер, занимается восстановлением леса.
К/ф «Красная ртуть» / Таска-фильм
«Дочка, конечно, ой, не подарок…»
Третий раз женился Баширов уже в конце 90-х. На этот раз его избранницей стала россиянка Инна Волкова, солистка группы «Колибри». В 1997 году у супругов родилась дочка Александра-Мария. Девушка пошла по стопам отца и тоже закончила режиссерский факультет ВГИКа.
«Дочка, конечно, ой, не подарок…Я думал, Александра принцессой будет, — так на принца Монако рассчитывал, а он женился, но она на режиссерский пошла…», — шутит Баширов.
С женой Инной Волковой и дочерью Александрой-Марией в к/ф «Хармс»/ Proline Film
«Могу пить, могу не пить…»
Несмотря на то, что в сентябре 2020 года Александру Баширову исполнится 65 лет, он не спешит расставаться со своими хулиганскими выходками.
Например, несколько лет назад Баширов прилюдно прополз на четвереньках по ковровой дорожке фестиваля «Кинотавр». По словам самого Александра, он сделал это, чтобы нарушить чинность мероприятия, а еще потому, что «юродивым все можно».
Кроме того, Баширов частенько дебоширит на различных кинотусовках и банкетах — прорывается на сцену во время выступления кого-то из коллег и начинает петь матерные частушки. Поэтому организаторам мероприятия ничего не остается, как под ручки выводить разбуянившегося актера из зала.
К/ф «Карп отмороженный» / КиноКластер
А еще Баширов сплошь и рядом появляется на публике в нетрезвом виде и тем самым дает журналистам лишний повод сравнивать себя со своими героями-маргиналами. Правда, в ответ на обвинения в пьянстве артист отвечает:
«Как человек беззащитный, искренний и доброжелательный, я просто часто попадаюсь на глаза в таком виде. Но культа в пьянстве не вижу. Могу пить, могу не пить… И вообще я выступаю за здоровое общество и согласен с тем, что пить каждый день – плохо».
К/ф «Зулейха открывает глаза» / Кино для канала «Россия 1»
Когда же Александра спрашивают, нравится ли он сам себе, артист-дебошир говорит:
«По-разному. Хотелось, конечно бы, быть бесконечным, беспечным, сведущим, вездесущим… и даже бессмертным. А также молодым, богатым и здоровым. Но, как говорится, что есть, то есть».
Комментарии
397
35
ВГИК и знакомство с андеграундом
В 1984 г. Баширов стал студентом режиссерского факультета ВГИК. Саша учился на одном курсе с Иваном Охлобыстиным, Тиграном Кеосаяном и Федором Бондарчуком; не пропускал ни одной возможности поупражняться в этюдах, поэтому часто помогал ребятам из казахской группы, которой руководил Сергей Соловьев.
Александр Баширов в молодости
В группе учился будущий режиссер Рашид Нугманов, впоследствии снявший культовую «Иглу» (1988 г). Рашид познакомил Баширова с Виктором Цоем, Сергеем Курехиным – клавишником группы «Аквариум», Петром Мамоновым. Андеграундная ленинградская «тусовка» приняла Баширова, как родного, ведь он был талантливой, неординарной личностью. Нугманов восхищался его умением добиться чего угодно, вспоминая, в частности, эпизод, когда Баширов не стал покупать билет в автобусе, убедительно прикинувшись ветераном Афганистана.
Рост Александра Баширова – 172 см
Однако эпатажная выходка Саши, игравшего Сатану во время студенческого спектакля «Фауст», едва не привела к отчислению. Он полностью обнажился на сцене, а в зале присутствовали мэтры советского кино – Сергей Бондарчук, его бывшая жена Инна Макарова и настоящая – Ирина Скобцева. Тем не менее, парня не отчислили, хотя его мастер Игорь Таланкин отказался дальше работать с проблемным студентом. Баширов перешел в группу к Анатолию Васильеву и в 1989 г. благополучно окончил вуз.
Самое интересное
Топ-10 курьезов на вручении премий «Оксар» (22.12.2017)
Актеры и актрисы, ушедшие в 2020 г. (21.10.2017)
Мальчик любил рисовать и уделял этому увлечению много времени, но его художественные способности не вылились во что-то большее.
ПТУ
В 1972 году молодой человек уехал из Тюменской области. Личная жизнь Александра Баширова сделала первый серьёзный разворот в сторону будущего успеха.
На фото: Александр Баширов в молодости
Он оказался в Ленинграде, в котором стал студентом профессионально-технического училища, где осваивал профессию плиточника-облицовщика. Окончив учебное заведение, он начал работать на Выборгском цементном заводе.
Армия
В 1981 году будущий актёр оказался в армии. Военная биография Александра Баширова связана с Забайкальем, куда он попал в танковую дивизию.
Поскольку парень неплохо рисовал, то его назначили художником при армейском клубе. Позже он рассказывал, что однажды получил приказ создать портрет Брежнева, на голову которого надет танкистский шлем. Баширов выполнил задание, но после расположения портрета на клубе Леонид Ильич приказал долго жить.
ВГИК
Журналисты иногда спрашивают актера об истоках его лицедейства. Баширов отвечает, что хочет подчинять себе людей и иногда у него это получается. Также Александр называет себя потомком золотоордынских ханов.
После увольнения из армии Баширов стал студентом режиссёрского факультета во ВГИКе. Преподавателем у него был Игорь Таланкин, у которого Александр учился в течение двух лет, после чего его взял к себе Анатолий Васильев.
Личная жизнь Александра Баширова в это время была бурной. Кроме того, он уже умел эпатировать публику. Во многом его уход от Таланкина связан именно с этим.
Когда студенты представляли перед комиссией ВГИКа свои этюды, Баширов «прославился» в образе Дьявола, который явился Фаусту не совсем в обычном виде. Александр вышел на сцену одетым в халат на голое тело. Как только Баширов оказался под пристальным взором комиссии в составе Инны Макаровой, Ирины Скобцевой и самого Сергея Бондарчука, он скинул халат и в чём мать родила явил себя мэтрам советского кино. После грандиозного скандала по этому поводу дебошир оказался на курсе у более лояльного к подобным выходкам Анатолия Васильева.
Америка
По окончанию ВГИКа личная жизнь Александра Баширова снова совершила крутой поворот. Он оказался в Нью-Йорке вместе со своей первой женой – гражданкой США.
На фото: Баширов с первой женой
Там дипломированный советский режиссёр поступил в «Бергхоф-студию», которой руководил Лоуренс Арансио. В своё время она дала толчок к карьере Роберта Де Ниро, Лайзы Минелли, Аль Пачино и других звёзд мирового кино.
Но пришло время, и жена Александра Баширова потребовала от него развод, на чём и завершилась, так и не начавшись, его карьера в Америке.
Фильмы и роли
На момент окончания института в фильмографии Баширова уже было 4 фильма, включая легендарную картину «Асса», где актер сыграл обаятельного майора. Фразы его героя ушли в народ, чего стоит только «Я был нетрезв! Такое поведение недостойно советского офицера!». Монолог о Гагарине и вовсе чистой воды импровизация. Александр Баширов признавался, что часто игнорирует указания режиссера, что осложняет и одновременно упрощает работу с ним. Даже мастера уровня Бортко признают, что актер настолько естественен в кадре, что лучше довериться ему, чем пытаться перебороть.
Александр Баширов в фильме «Асса»
Появился он и в фильме «Игла» с Виктором Цоем (и вновь его герой – эксцентричный человек на грани безумия), и в культовой картине Сергея Соловьева «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». Зритель фильма «Хрусталёв, машину!» запомнили Баширова по роли истопника, которой появлялся в начале и в финале ленты.
Кадр из фильма «Игла»
Амплуа криминального типа доминирует в творчестве актера, но его герои неизменно обаятельные и харизматичные, как киллер из «Убойной силы» (2001) или Леха Шустров – карточный шулер из «Штрафбата», изобретательный в своих проделках кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» (2005). Однако были в карьере Александра и серьезные, драматические роли.
Александр Баширов в фильме «Мастер и Маргарита»
В «Золотом веке» Ильи Хотиненко в 2003 г. он сыграл императора Павла I, а у Владимира Хотиненко в сериале «Гибель Империи» (2005) перевоплотился в генерала Корнилова, ничуть не потерявшись среди звезд российского кинематографа: Чулпан Хаматовой, Сергея Маковецкого, Александра Балуева, Ксении Раппопорт.
Александр Баширов в фильме «Гибель империи»
Фильмография актера давно перевалила за сотню работ, но он по-прежнему актер второго плана, мастер эпизода, запоминающийся иногда больше, чем исполнители главных ролей. Сценаристы специально придумывают образы под амплуа Баширова, так полюбившееся зрителям. Таков незадачливый и алчный коллектор из комедийного сериала «Домашний арест» (2018), снятый Петром Бусловым по сценарию Семена Слепакова.
Фильмы
Актерская биография Александра Баширова начинается эпизодической ролью в драме Сергея Соловьева «Чужая Белая и Рябой». Образ Чудика оказался неоднозначным, но начало понравилось артисту. В 1986 году фильм представил СССР на кинопремии «Оскар» и получил специальный приз Венецианского кинофестиваля.
Александр Баширов в фильме «Асса»
В следующем году на экраны вышла культовая лента Соловьева «Асса», где зрители узнали актера в эксцентричном лжемайоре ВВС Шурике Бабакине. Спич о Юрии Гагарине, произнесенный Бабакиным, был импровизацией артиста.
В 1988 году телезрители увидели премьеру триллера Рашида Нугманова «Игла», в котором ключевой образ достался Виктору Цою. Александр Баширов сыграл Спартака, маленького, но опасного человека. Роль сделала актера узнаваемым, но отрицательное амплуа надолго «приклеилось» к нему, и режиссеры приглашали Баширова на похожие образы. Драматический остросюжетный фильм стал лидером кинопроката.
Александр Баширов в фильме «Игла»
В том же 1988-м в прокат вышла 8-серийная лента «Хлеб – имя существительное», а в следующем году новый проект Соловьева «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». В обоих проектах Александр Баширов появился в запомнившихся эпизодических ролях.
В середине 1990-х Александр Николаевич создал «Дебоширфильм», взяв на себя обязанности художественного руководителя студии и преподавателя актерско-режиссерского мастерства. В России настал период восстановления утерянных кинематографом в «лихие 90-е» позиций. Баширов выбрал молодежное андеграундное кино и угадал тенденцию. На основе «Дебоширфильма» Александр Баширов организовал одноименный фестиваль, который проводится дважды в год в Санкт-Петербурге и сегодня остается наиболее масштабной акцией в области независимого российского кино.
Александр Баширов в фильме «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»
В 1998 году вышел фильм Баширова с провокационным названием «Ж.П.О.» («Железная пята олигархии»). Картина произвела фурор в российском кинематографе конца 1990-тых. Александр Николаевич отметился в четырех ипостасях: сценариста, продюсера, режиссера и актера. Из-за скудости бюджета ленту сняли за $25 тысяч, но фильм завоевал несколько кинематографических призов.
В 1999-том режиссер Александр Баширов презентовал художественно-документальную ленту «Белград, Белград!». Позже на экраны вышел сериал «Удачи тебе, сыщик».
Александр Баширов в фильме «Удачи тебе, сыщик»
С Башировым сотрудничают многие российские музыканты, для которых он снимает клипы. Яркий образец творчества режиссера – видеоклип на песню Вячеслава Бутусова «Настасья». Артист неоднократно появлялся на рок-концертах как ведущий, а в проекте Сергея Курехина «Поп-механика» – как участник.
В новом веке Александр Баширов очутился в «обойме» наиболее востребованных российских актеров, хотя главных ролей на его счету нет. В третьем сезоне криминального сериала «Агент национальной безопасности» он сыграл киллера Осадчего. В комедии Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» появился в образе слесаря Арнольда.
Александр Баширов в фильме «Яды, или Всемирная история отравлений»
В 2001 году на экраны вышла черная комедия «Даун Хаус», где с присущим озорством и непринужденностью Александр Баширов сыграл Фердыщенко. В том же году зрители увидели любимого артиста в проекте Сергея Бодрова «Сестры» (Сейфуллин). Через два года состоялась премьера исторической драмы Ильи Хотиненко «Золотой век», работа в которой принесла Баширову успех: актер перевоплотился в императора Павла Первого.
После выхода картины в карьере Александра Баширова действительно наступает «золотой век». Каждый год актер появляется в 5-6 фильмах.
Александр Баширов в фильме «Гибель империи»
Телезрители увидели его в ярких, хотя и не главных ролях шулера Лехи Шустрова в «Штрафбате», медвежатника в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», Ханенка в «Охоте на асфальте», генерала Корнилова в «Гибели империи» и Мишани в комедии «Мама, не горюй-2».
В 2005-м Александр Баширов снялся в десяти проектах. Наиболее яркие – «9 рота», «Королева бензоколонки-2», «Жмурки» и «Вепрь». Но настоящим бриллиантом в фильмографии артиста оказался образ кота Бегемота в мистическом проекте Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».
Александр Баширов в образе Кота Бегемота
Из актерских работ Баширова первого десятилетия 2000-х зрителям запомнился созданный им образ хозяина квартиры алкоголиков в триллере Алексея Балабанова «Груз 200». Картина получила награду от «Кинотавра» и участвовала во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля.
Из работ последних пяти лет кинолюбители отмечают роли Баширова в проектах «Шерлок Холмс» (клерк Керслейк), «Отель «Президент»» (бухгалтер Карасик) и черной комедии Василия Сигарева «Страна Оз» (Дюк).
Режиссерские работы
Семья и дети
На первых курсах ВГИКа Баширов женился на шведке Марии Ценскен, однако брак быстро распался.
Александр Баширов и Мария Ценскен
Чуть позже, но еще в студенческие годы Александр познакомился со студенткой ВГИКа – американкой Сарой Венди Ньютон. Они поженились и в 1990 г переехали на родину жены, но после рождения сына Кристофера расстались. Дала о себе знать разность менталитетов.
Александр Баширов и его «американская жена» Сара Венди Ньютон
Третьей женой актера стала Инна Волкова – бессменная солистка группы «Колибри». Хит «Ему не нужна американская жена» считается автобиографичным, ведь он был записан коллективом в 1991 г, когда Баширов вернулся в Россию из США. У пары взрослая дочь Александра-Мария, рожденная в 1993 г. Девушка, как и отец, окончила ВГИК.
Александр Баширов и его жена Инна Волкова