Майя Кристалинская: биография, личная жизнь, семья, фото :: SYL.ru

Студентка авиационного института

image Майя Кристалинская. Фотография: Давид Шоломович / ru.sputniknews.kz

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве в еврейской семье. Ее отец Владимир Кристалинский работал во Всероссийском обществе слепых, где придумывал головоломки и игры для детей, а мать будущей певицы Валентина Пыткина была домохозяйкой.

С детства Майя Кристалинская участвовала в школьной самодеятельности, посещала детский хоровой коллектив Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников. Выступала будущая певица и на школьных концертах, к которым почти никогда не готовилась специально. Она легко запоминала тексты и без долгих репетиций могла правильно спеть композицию.

В 1950 году Майя Кристалинская закончила школу. Долго не могла решить, на какой факультет подать документы – она получала хорошие оценки по всем предметам. В «Справочнике для поступающих в вузы Москвы» будущая певица нашла МАИ – Московский авиационный институт. Кристалинская решила, что название этого учебного заведения созвучно ее имени, поэтому выбрала его для поступления. Она отлично сдала вступительные экзамены и стала студенткой программы «экономика самолетостроения». В институте Кристалинская вновь присоединилась к кружку художественной самодеятельности, пела на творческих вечерах. После окончания МАИ в 1956 году она попыталась работать по специальности – поехала по распределению в Новосибирск на местный авиационный завод. Там Кристалинскую не устроили на положенную должность, поэтому вскоре она вернулась в Москву.

В Москве на Кристалинскую завели дело как на «самовольно оставившую место работы». Однако до суда оно не дошло – за будущую певицу вступился Артем Тер-Маркарян, преподаватель МАИ и начальник главного управления министерства авиационной промышленности. Он рецензировал дипломный проект Кристалинской в институте и поставил ей высшую оценку на защите. Тер-Маркарян устроил будущую певицу в конструкторское бюро Александра Яковлева, где она проработала три года.

Образование

После выпуска из школы в 1950 году Майя, недолго думая, решила поступить в Московский авиационный институт. Она и Валя Котелкина были неразлучны – вместе они стали студентками факультета экономики самолетостроения, который закончили через пять лет инженерами-экономистами. По распределению они попали в Новосибирский авиационный завод.

image Майя Кристалинская и Валентина Котелкина

Замдиректора этого завода ужасно встретил девушек. Даже места в общежитии им не предложили. Столичных девочек здесь всё отталкивало – немытый цех, грязно ругающиеся женщины, на десяток лет старше их, издевательское отношение начальства. Подруги решили бежать – они сели в поезд и уехали в родную Москву. Позже завод пришлёт в столицу жалобу с просьбой о привлечении к ответственности.

image Майя Кристалинская | ProfiLib

Подругам повезло, что начальником главка был рецензент дипломного проекта Кристалинской. Благодаря ему в Министерстве авиационной промышленности их пожалели и нашли новое место работы в Москве – в опытно-конструкторском бюро знаменитого советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева.

Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов

image Майя Кристалинская. Фотография: jewish.ru

Еще во время учебы в институте Майя Кристалинская стала посещать эстрадную студию при Центральном Доме работников искусств СССР (ЦДРИ), она пела в ансамбле «Первый шаг». В 1957 году участников этого коллектива пригласили выступить на мероприятиях VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Одному из руководителей «Первого шага» композитору Юрию Саульскому поручили создать джазовый оркестр. Биограф певицы Анисим Гиммерверт писал: «Саульский должен был совершить почти невероятное. Страна, где джаз был загнан в угол, а потом спасался в подполье, обязана была показать миру, что джазовая музыка в СССР чуть ли не всенародно любимая, а джазмены — самые уважаемые музыканты». Вокалисткой в новый коллектив Саульский позвал Майю Кристалинскую – она умела почти без акцента петь песни на испанском и итальянском языках, спокойно реагировала на критику и быстро училась. На концертах певица исполнила «Колыбельную» и «Прощальную песню».

На одном из таких выступлений Кристалинская познакомилась со своим будущим мужем – писателем Аркадием Аркановым. Он вспоминал: «Расписываться нам назначили на первое июня. Можете себе представить, тридцатого апреля познакомились, на первое июня уже назначили запись». Их брак продлился меньше года – они развелись в марте 1958 года.

В составе джазового коллектива Саульского Майя Кристалинская стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и получила серебряную медаль.

«Не всем членам жюри мы понравились — французский композитор Франсис Демарк сказал, что мы играем не совсем настоящий джаз, что это больше похоже на музыку варьете. В чем-то Лемарк был, возможно, прав, знал бы он только, что еще года три назад такое звучание было в СССР крамольным»

Юрий Саульский о Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (по книге Анисима Гиммерверта «Майя Кристалинская. И все сбылось и не сбылось»)

К концу фестиваля, 8 августа 1957 года, в издании «Советская культура» опубликовали статью «Музыкальные стиляги». В ней писали: «Пагубный в искусстве пример утери самостоятельности творческого облика, творческой индивидуальности являет собой, в частности, молодежный эстрадный оркестр Центрального Дома работников искусств (руководитель Ю. Саульский)». Автор материала раскритиковал и музыкантов ансамбля, в том числе Майю Кристалинскую. Он писал о «слабых творческих возможностях» солистки и ее «вихляющих «стиляжных» ужимках». Вскоре после этой разгромной статьи коллектив стал реже собираться в ЦДРИ. Саульский вспоминал: «Нас выкинули, правда не напрямую, приказом по дому, но создав такие условия, что работать стало невозможно».

Музыка

image

Несмотря на занятость, Майя и дальше занималась самодеятельностью в составе труппы Центрального Дома работников искусств. В начале 1957 года здесь прошёл Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В эти годы джаз в стране фактически считался запрещенным, но в честь фестиваля комитет комсомола поручил композитору Юрию Саульскому организовать джазовый оркестр, в который он пригласил Майю.

Выступления певицы-любительницы были замечены зрителями, но под конец фестиваля в газете «Советская культура» вышла негативная статья с заголовком «Музыкальные стиляги». В ней концерт молодого джазового оркестра был полностью разгромлен. Работу Юрия Саульского называли «ужасным рявканьем тромбонов», «мерзким воем саксофонов», «отвратительным грохотом ударных». В результате всех участников оркестра выгнали из Дома работников искусств.

По истечению трёх обязательных лет в конструкторском бюро Майя Кристалинская ушла из этой профессии. К этому времени она успела поучаствовать в десятках выступлениях и решила стать профессиональной артисткой. Она ездила на гастроли совместно с оркестром Олега Лундстрема, затем – с оркестром Эдди Рознера, во время которых успела посетить каждый уголок Советского Союза.

В 1960 году на советских экранах появился фильм «Жажда», для которого Майя Кристалинская записала песню «Мы с тобой два берега». Сразу же после премьеры певица обретает сумасшедшую популярность. В мгновение ока был распродан 7-миллионный тираж пластинки с песней из фильма. Запись почти каждый день крутили радиостанции.

image

Голос Майи Владимировны полюбился всему народу. С тех пор у неё вышло множество шлягеров: «А снег идет», «А за окном то дождь, то снег», «Наши мамы», «Внуки». Она работала с лучшими исполнителями и композиторами Советского Союза. Среди них были Таривердиев, Иосиф Кобзон, Колмановский, Валентина Толкунова и многие другие.

В 1966 году по всесоюзному опросу Майю Кристалинскую признают главной эстрадной певицей года, а исполненную ею песню «Нежность» из картины «Три тополя на Плющихе» знает и со слезами на глазах поёт вся страна. Всего через четыре года, когда сменится председатель Госкомитета СССР по теле- и радиовещанию, артистка станет персоной нон-грата на отечественной эстраде.

«Мы с тобой два берега»: песни для кино и телевидения

«Мы с тобой два берега», из художественного фильма Евгения Ташкова «Жажда» (1959). Музыка Григория Поженяна. Слова Андрея Эшпая. Исполняет Майя Кристалинская

После роспуска коллектива Майя Кристалинская продолжила заниматься музыкой и выступать с различными оркестрами. Певице пришлось менять репертуар – после выхода статьи «Музыкальные стиляги» иностранные композиции почти не исполнялись. В это время Кристалинская познакомилась с композитором Эдуардом Колмановским, пела его «Тишину» и «В нашем городе дождь». Она часто выступала на концертах, на встречах с иностранными делегациями.

С оркестром Лундстрема в 1958 году Кристалинская поехала в свои первые гастроли – на Украину. После возвращения из них она уволилась из конструкторского бюро Яковлева и решила сосредоточиться на работе в музыкальных коллективах. Вскоре ей предложили записать песню для кинофильма «Жажда» режиссера Евгения Ташкова. Стихи для композиции «Мы с тобой два берега» написал поэт Андрей Эшпай, а музыку – композитор Григорий Поженян.

«Познакомившись с песней, всегда сдержанная Майя охнула и со свойственной ей непосредственностью сразу же предложила ее записать. Но в кино так не делается, надо знать, о чем фильм, знать характер героини, за которую она поет. Песню записали с трех дублей. Записав один, Майя его прослушивала, находила недостатки и предлагала новый дубль. Согласилась «утвердить» только третий. Певица вдруг обнаружила упрямство, которое помогло преодолеть неопытность, дав прекрасный результат. Фильм она увидела в первый же день его выхода на экран — в кинотеатре. Ей звонили, поздравляли, хотя в титрах ее фамилия не значилась. Узнавали по голосу»

Анисим Гиммерверт, «Майя Кристалинская. И все сбылось и не сбылось»

Песня принесла Кристалинской всесоюзную славу, композицию выпустили на пластинках тиражом в семь миллионов экземпляров. Несмотря на это, певице пришлось уйти из коллектива Лундстрема: ее вместе со многими другими музыкантами сократили по распоряжению Всероссийского гастрольно-концертного объединения.

В следующем 1960 году Кристалинская присоединилась к оркестру джазового артиста Эдди Рознера, с которым до того несколько раз сотрудничала – пела под его аккомпанемент на концертах. Рознер вспоминал: «Как-то к нам пришла девушка, инженер-авиаконструктор. Она спела свою «Светлану» так по-особенному проникновенно, что захотелось помочь ей стать настоящей певицей».

В декабре 1960 года Кристалинскую пригласили выступить на передаче «С добрым утром!», где она исполнила две песни – «Новогоднюю» и «Я иду». Она продолжала ездить на гастроли с разными музыкальными коллективами. В 1962 году, во время одной из поездок с джазовым ансамблем Рознера, Кристалинская простудилась. Уже после возвращение в Москву Рознер посоветовал ей обратиться к врачу – ему показалось, что певица не вылечилась до конца. В больнице у Кристалинской нашли раковую опухоль. На некоторое время ей пришлось оставить выступления и лечиться, но почти сразу после выписки она вернулась в коллектив Рознера. На концертах исполнительница повязывала вокруг шеи платок, которым скрывала следы медицинских процедур, которые теперь должна была проходить регулярно. О болезни Кристалинской – уже известной певицы – писали в газетах.

«У Кристалинской сегодня концерт в Театре эстрады. Лечу в театр. Смотрю, там толпа. Думал, на похороны, а это за билетами!.. Прорвался в театр, сажусь в зале, вижу: выходит на сцену Кристалинская. Живая!!! У меня отлегло от сердца…»

Григорий Горин, «А правда ли?» (журнал «Юность)

Рождение и семья

Майя появилась на свет в Москве 24 февраля 1932 года. Семья, где родилась девочка, была русско-еврейская.

Папа, Кристалинский Владимир Григорьевич, родом был из Черниговской губернии. В Могилёве он учился в реальном училище, потом на художественно-конструкторском факультете Высших художественно-технических курсов в Москве. Он был учёный-математик, трудился во Всероссийском обществе слепых, составлял всевозможные головоломки, детские игры и кроссворды, которые часто печатались в «Пионерской правде». В 1958 году издательство «Детский мир» выпустило книгу «Шутки-минутки», автором которой был отец Майи Кристалинской. Владимир Григорьевич в Доме пионеров охотно вёл занятия для детей (позже заведение переименовали в Центральный дом детей железнодорожников).

Мама, Кристалинская Валентина Яковлевна (девичья фамилия Пыткина), родилась в Павлодаре.

Родители после свадьбы переехали в Москву. В конце 20-х годов у них родилась первая девочка, её назвали Майя, но в возрасте двух лет малышка умерла. Для Владимира и Валентины Кристалинских это был тяжелейший удар, оправиться от которого они смогли лишь с рождением в 1932 году второй дочери, ей дали такое же имя Майя.

image

«Когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…»

«Нежность». Музыка Александры Пахмутовой. Слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Исполняет Майя Кристалинская

В первой половине 1960-х, несмотря на болезнь, Майя Кристалинская записывала много песен, среди которых «Падает снег», «В нашем городе дождь», «Добрый день», «Аист», «Топ, топ, топает малыш» и другие. Их крутили по радио, выпускали на пластинках. Певицу стали приглашать не только на передачу «С добрым утром!», но и на другие программы, в том числе на «Голубой огонек» и «Песню году». Критики и коллеги писали об обаянии и искренности Кристалинской. Иосиф Кобзон вспоминал: «Стоило Майюшке, как я ее называл, улыбнуться – появлялись ямочки на ее щеках, глазки такие прищуренные, и такая искренность, и сразу становится тепло, а когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…».

В 1965 году Майя Кристалинская исполнила песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Нежность». Премьера состоялась на концерте в колонном зале Дома союзов. В следующем году песня стала знаменитой – ее начали крутить по радио, а режиссер Татьяна Лиознова включила композицию в фильм «Три тополя на Плющихе».

«Если вы спросите меня, какую идеальную песню мне хотелось бы спеть, я отвечу: такую, как «Нежность». Эта песня — своеобразный перелом в творчестве Александры Пахмутовой. Я бы сказала — качественный перелом. Глубина, затаенность и сдержанность. Великолепная оркестровка, которая сама по себе произведение искусства, даже звучащая без вокальной картины, она будет всегда волновать»

Майя Кристалинская о песне «Нежность» (Газета «Московский комсомолец», 29 ноября 1967 года)

Вскоре Кристалинская вышла замуж второй раз. Ее супругом стал скульптор Эдуард Барклай. Анисим Гиммерверт писал «Эдуард Максимович, человек необычайно отзывчивый, проявлявший и здесь широту, готовый всегда прийти на помощь человеку даже малознакомому, о Майе заботился особо». Они прожили в браке до смерти Барклая в 1984 году.

Трагическая судьба Майи Кристалинской: смерть мужа и тяжелая болезнь

На долю знаменитой советской исполнительницы Майи Кристалинской выпало множество испытаний. Артистка, страдавшая от тяжелого недуга, перенесла предательство первого супруга и смерть второго избранника. Артистка не мыслила своей жизни без музыки, поэтому, несмотря на рекомендации врачей, продолжала выступать до последнего, радуя зрителей чарующим голосом.

В детстве родители воспитывали Майю Кристалинскую в строгости, прививая ей мужество. Во время налета авиации мама не увела 9-летнюю дочь в бомбоубежище, объяснив, что от судьбы нельзя скрыться.

Первую любовь к музыке будущей артистке привил дядя, подаривший ей гармошку, на которой она исполняла военные песни. Майя Кристалинская вместе с лучшей подругой Валентиной Котелкиной окончила школу и авиационный институт, после чего девушек отправили по распределению в Новосибирск. Однако они сбежали оттуда в Москву, где устроились на работу в конструкторское бюро. Параллельно с работой будущая певица посещала занятия в хоре и музыкальный кружок.

Майя Кристалинская не сразу поняла свое предназначение, однако после того как это произошло, музыка стала для нее всем. Первым талант исполнительницы разглядел композитор Олег Лундстрем, предложивший ей отправиться на гастроли со своим оркестром. Девушка взяла отпуск на предприятии, а по возвращению уволилась с него, кардинально изменив свою жизнь.

С оркестром Лундстрема она исколесила практически весь Советский Союз, завоевав любовь зрителей, но ее звездный час настал после выхода композиции «Мы с тобой два берега». Затем последовали не менее знаменитые «Топ, топ, топает малыш» и «Нежность». Примечательно, что не имевшая собственных наследников артистка столь проникновенно исполняла песни о детях.

На любовном фронте дела у Майи Кристалинской складывались не так радужно, как на сцене. Первый брак артистки с сатириком Аркадием Аркановым не просуществовал и года, когда муж, собрав чемоданы, оставил ее.

Затем Майя Кристалинская влюбилась в журналиста, которому, судя по всему, льстило внимание знаменитой певицы. Он не разделял ее чувств, а также увлекался алкоголем, поэтому пара рассталась. Фото: Майя Кристалинская и Эдуард Барклай Настоящая счастье артистка обрела во втором браке с архитектором Эдуардом Барклаем. На тот момент она уже знала о своем неутешительном диагнозе – раке лимфатических узлов, о чем откровенно сообщила мужчине. Однако его не испугала болезнь возлюбленной. После свадьбы Эдуард Барклай трогательно заботился о певице. Сама Майя Кристалинская также старалась не опускать руки, пробуя различные методы лечения, в том числе облучение, после которого на ее шее остались следы ожогов. При этом она не обращала внимание на уговоры врачей бросить выступления.

«Говорили, что, напрягая связки, она ухудшает свое состояние. Но Майя, услышав об этом, сказала: «Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем». Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: «Неужели она так тяжело больна? Да не может быть!»», – поделилась подруга артистки.

К сожалению, муж певицы, долгие годы страдавший от диабета, скончался внезапно во время подготовки к отпуску. Эта потеря сильно подкосила Майю Кристалинскую, которая осталась практически одна.

Позже артистка дала согласие на экспериментальное лечение, которое лишь ухудшило ее состояние. Она больше не могла выступать, из-за чего сильно переживала. Последние дни она посвятила переводу биографии Марлен Дитрих, но так и не успела его закончить.

Майя Кристалинская скончалась 19 июня 1985-го, пережив любимого супруга ровно на год. Исполнительницу похоронили на Донском кладбище, выбив на ее надгробии следующие слова: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь».

«Сплошные дальние выезды»: последние годы жизни

«Ненаглядный мой». Музыка Александры Пахмутовой. Слова Риммы Казаковой. Исполняет Майя Кристалинская. Авторский вечер Александры Пахмутовой. 1975. Колонный зал Дома Союзов, Москва

В апреле 1970 года председателем Государственного комитета по радио и телевещанию стал Сергей Лапин, который решил, что «евреев на праздничном экране быть не должно». Майю Кристалинскую почти перестали приглашать на телевидение, а в 1972 году ее выступление с песней «Кто отзовется?» вырезали из передачи «Песня года».

«Последняя моя встреча с Майей Кристалинской была грустной. Она пришла в редакцию спросить меня, почему мы перестали ее приглашать. Что я могла ответить? Мы включали ее иногда в дневные передачи по 2-й и 4-й программам, но взять ее в ведущие передачи было невозможно. А ведь исполнителям хотелось именно этого. Участие в них, особенно в «Голубом огоньке» или «Песне года», было как марка, как знак качества…»

Глава редакции музыкальных программ Центрального телевидения Нина Григорянц (по книге Федора Раззакова «Свет погасших звезд»)

Кристалинская продолжила выступать с концертами, которые теперь проходили на небольших площадках – фестивалях в парках, кинотеатрах. Иногда певица выезжала на гастроли по России. Она бывала в Туле, Рязани, Смоленске, ездила даже в небольшие города и деревни. Подруга Кристалинской, которая вместе с ней ездила в гастроли, Татьяна Райнова писала: «Сплошные дальние выезды, я считаю, что это унизительно для Кристалинской. <…> Везде одна пьянь, холодно, грязно, возвращаться ночью — лишний раз подвергать себя опасности попасть в аварию»</…>. Несколько раз ее отправляли за границу, Кристалинская выступала перед солдатами в гарнизонах в Венгрии и ГДР.

В 1974 году Майя Кристалинская стала заслуженной артисткой РСФСР. Однако ее так и не приглашали на телевидение и крупные концерты. Последние десять лет певица продолжала ездить с гастролями по регионам РСФСР.

В 1980-х у Кристалинской стали ухудшаться речь и координация. В 1984 году у певицы умер муж – Эдуард Барклай. После этого она попала в больницу. Иосиф Кобзон вспоминал: «Жутко, конечно, было смотреть на нее. Она очень хотела надписать мне свою новую пластинку, которая только вышла, но ей это было трудно. Я сказал: «Майюшка, ну чего ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет». Она заплакала и только сказала: «Нет, Иосиф». Весной 1985 года Кристалинскую выписали из больницы, однако лучшей ей не стало – певица потеряла речь. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская умерла. Ее похоронили на Донском кладбище Москвы, а на могиле написали: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».

Певица не сразу устроила свою личную жизнь – первый муж Майи Кристалинской писатель Аркадий Арканов сделал ей предложение в 1958 году, они расписались втайне от родителей и только потом сообщили об уже свершившемся факте, но свадьбу сыграть все-таки решили.

Родственники Арканова, приехавшие на торжество с Украины, пришлись не ко двору московской родне Майи, и свадьба получилась не очень веселой. Позже Аркадий Арканов признался, что познакомился с Кристалинской, которая тогда набирала популярность, поспорив с другом, поэтому ни о каком серьезном чувстве речи быть не могло. Они прожили вместе всего год, а официально развелись только в 1962 году. На протяжении их недолгой семейной жизни Арканов постоянно напоминал Майе, что у нее нет специального музыкального образования, а только голоса и слуха, которыми одарила ее природа, для певицы недостаточно, а она очень болезненно относилась к этой критике.

На фото – певица с мужем

Потом у нее долго не складывалась личная жизнь – одно время она встречалась с журналистом из «Огонька», но он сильно пил, и певица разорвала с ним все отношения. Свою настоящую любовь и мужчину всей своей жизни Майя Владимировна встретила позже – на званом ужине, устроенном в доме известного врача Вишневского, Кристалинская познакомилась с архитектором Эдуардом Максимовичем Барклаем. Вместе они прожили почти двадцать лет – до самой смерти Барклая, и эти годы стали самыми счастливыми в жизни певицы. Он окружил Майю Владимировну заботой, готовил ей вкусные блюда, не уставал повторять, какая она красивая и талантливая. К сожалению, врачи обнаружили у Эдуарда Максимовича сахарный диабет, и с той поры ему самому тоже требовалось постоянно лечиться. Однажды они устроили небольшое застолье по поводу их отъезда в отпуск, после которого Барклаю стало плохо. Врачи, приехавшие по вызову, уже ничего не смогли сделать – муж певицы умер.

image

Смерть любимого супруга подкосила Майю Владимировну, страдавшую онкологическим заболеванием. Когда муж Майи Кристалинской был рядом с ней, он следил за ее самочувствием, заставлял принимать лекарства, а после его ухода певица потеряла интерес к жизни и совсем перестала следить за своим здоровьем. В 1985 году она проходила очередной сеанс облучения, который привел к тому, что у Кристалинской ухудшилась речь стали плохо двигаться нога и рука. Когда она снова легла в больницу, врачи уже ничем помочь не смогли – она впала в кому и вскоре умерла. Ей было пятьдесят три года.

Она начала петь еще в детстве – сначала в детском хоре при Народном ансамбле песни и танца Центрального дома детей железнодорожников под руководством Семена Дунаевского. Когда стала студенткой Московского авиационного института – была участницей художественной самодеятельности. В составе самодеятельного ансамбля «Первые шаги» Майя Кристалинская выступала на Московском международном фестивале молодежи и студентов.

image

Интересные факты

image Майя Кристалинская. Фотография: kulturologia.ru

1. Майя Кристалинская была первой исполнительницей песни «Пусть всегда будет солнце» композитора Аркадия Островского на слова Льва Ошанина. Она спела ее в одном из выпусков передачи «С добрым утром!» в 1962 году. Спустя несколько недель эту песню исполнила Тамара Миансарова на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки, где получила за нее золотую медаль.

2. В 1980-х Майя Кристалинская занималась переводом с немецкого мемуаров ее любимой актрисы Марлен Дитрих. Книга под названием «Размышления» вышла уже после смерти певицы.

Новое в блогах

Сегодня, 24 февраля, день рождения Майи Кристалинской…

Это известная и очень любимая многими певица. Заслуженная артистка РСФСР. «из эха 60-80-х годов». Необычайно популярная при жизни. А сами песни в её трепетном исполнении живы до сих пор, хотя со времени её ухода прошло немало лет. Не случайно ей посвящены статьи, например, «Майя Кристалинская» https://www.liveinternet.ru/users/4122547/post149238146

И сегодняшняя перепечатка её в Сообществе «Бомонд»

Специально даю эти адреса: там много сказано о Майе, — читайте!

В частности написано: «Есть певцы великие, есть знаменитые и есть любимые. Далеко не всегда все три качества совпадают. Майе повезло, – она была и осталась певицей любимой, а это, как говорится, главное. Ее называли «уютной», «домашней», «мамочкой нашей эстрады». Ее теплый голос и впрямь не сравним ни с каким другим голосом, потому что совершенно индивидуален. Как и весь облик, – до середины 60-х она выходила на эстраду не в вечернем платье, а в костюме, словно до этого весь день провела в КБ /а она действительно 2 года проработала в легендарном КБ Яковлева – сама при встрече мне рассказала/ или в другой советской конторе. Может быть, она с наибольшей полнотой выражала всем своим обликом качество нашей «советской» жизни тех лет, которое старшее и среднее поколение порой ностальгически называет «надежностью», «защищенностью». И, возможно, – стоит им доверять.»

В статье – и о её рождении, о любви петь с детства, о приобщении к музыке, к детскому хору ЦДДЖ (Центрального Дворца детей железнодорожников), которым руководил сам И. Дунаевский! Рассказан и такой случай: «Выпускным июньским вечером на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Пела «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет. Следующие ее выступления перед публикой состоялись, когда Майя уже училась в Московском авиационном институте и, конечно же, там она активно участвовала в студенческой самодеятельности».

Активно? Не преувеличение? Да, пела в институтском хоре вместе с будущей оперной примадонной Галиной Каревой, которая убеждала Майю, что ей нужно стать профессионалом. Но вот без преувеличения! – она по окончании МАИ — ОХОТНО соглашалась быть на вечерах, посвящённых юбилеям факультета. И я два раза видела и слышала её трогательное выступление и пение: на 25-летии факультета (а вечер был – представляете, где?!) в Колонном зале Дома союзов! И (много позже) – в собственном клубе МАИ, сцена которого помнит изумительных Сергея Яковлевича Лемешева, Ивана Козловского, Майю Плисецкую, Елизавету Шумскую, двух Владимиров — Нечаева и Бунчикова и многих-многих других знаменитостей Москвы, страны. Всех — не перечесть… В обоих случаях (подчеркну) это было торжество, и Майя, естественно, была в президиуме. И её пение мы встречали с восторгом! В памяти у меня эти события! Жаль, не было фотоаппарата.

И всё же есть у меня её студенческая фотография, с которой я и хочу вас познакомить. Но сначала та, какою знала Майю публика.

Вот такой она видела Майю, чаще всего исполнявшей свои песни с какой-то доброй лукавинкой, с полуулыбкой.

Что же касается студенческой фотографии, что есть у меня (и больше ни у кого), то дело было так. Очередная уборка на факультете, — разборка доски почёта, замена старых фотографий, прочее. Я и взяла себе на память несколько из фото.

А сейчас сижу перебираю фотографии в поисках той самой, Майной. Вот ассистировавшая кому-то из наших преподавателей (кому- не помню) Валечка Самойлова – аспирантка, как оказалось, — с обострённейшим чувством совести, так и не позволившим ей представить к защите и защитить собственную диссертацию на учёную степень кандидата экономических наук (наш факультет – инженерно-экономический). Вот Анатолий Цыганков – красавец и умница, учившийся, по-моему, в одной группе с Майей Кристалинской и подавшийся по окончании МАИ в саму авиацию! Представьте, много лет спустя подходит ко мне на платформе одной из станций московского чудо-метро!.. Вот встреча была! Жаль, очень рано не стало его: погиб… Вот Женечка Белкина – бессменная староста нашей группы с неизменными косичками и строго поджатыми губками и указующим пальчиком. Подлинно «мамочка нашей группы», не раз водившая нас на экскурсии, и которую мы — и любили, и (ехидины!) за глаза называли умной дурой… Вот Варенька Рязанцева, что пришла к нам в группу на 3-й курс, восстановившись после пребывания за границей. Добрейшая и… богатейшая из нас. Однажды устроила нашей группе раут у себя дома и уложила всех наповал — хрусталём, обилием и разнообразием столовых приборов (мы аж растерялись) и угощения, и — брусничным морсом! О, морс, да ещё из брусники, да в хрустальном кувшине, да ещё приготовленный самой Варенькой! Мальчишки наши, подрабатывавшие и грузчиками, позже признались, что во время семестра дипломного проектирования и у неё «в рабах» ходили… Бывало, на групповом собрании она плакала, возмущаясь чем-то или кем-то из нас… Не было тогда у нас кураторов — сами себя воспитывали. Случалось, и из комсомола исключали… Позже жизнь подтверждала: были правы. А вот… фото Лидочки Федченко. С ней были в факультетском комсомольском бюро, она потом была и в институтском комитете. С ней 4 года «нос к носу», — в одной «коммуне» и комнате общежития, где и замуж её выдали! О, а каких гусей мы зажарили на её свадьбу (я за рецептом ходила к одной старой москвичке…)! Дружим с ней до сих пор! Это она меня вчера поздравила по телефону!

А вот в руках у меня и фотография Майечки Кристалинской! Она здесь та, что была на факультетской доске почёта! Видно, как сверхскромно мы, студенты, тогда одевались, даже студенты-москвичи. А она и родилась в Москве, и жила в семье. Темный пиджачок, комсомольский (или маленький маёвский?) значок. Нет, это не комсомольский, а тот, который каждому из нас, как только стал студентом, вручали. На винте. Маленький кусочек эмалевого голубого неба с буквами МАИ и с маленьким самолётиком-монопланом. Присмотритесь внимательнее! Косметики, украшений на Майе нет и в помине.

image

О, а какие мы серьёзные здесь! Знакомьтесь. Ну, как? Да, то было время, «когда мы были молодые и чушь прекрасную несли!»… А Майя в тот момент, что на фото, была профоргом в своей группе. У нас на каждом курсе было по 4 группы – с номерами, в соответствии своей со специализацией: самолётостроение, моторостроение, МТС (материально-техническое снабжение) и АСУ (автоматизированные системы управления). Насколько помню, курсы у нас с Майей были разные, но специализация одна: «1-я». Именно поэтому и была она потом в том знаменитом КБ: «ЯКи» — известные в авиации машины!

Вскоре после окончания МАИ (через 2 года), покинув КБ, Майя отдалась призванию. Выступала и с прославленными джаз-оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера, и в гастролях Москонцерта, и с сольными концертами. Всесоюзная студия грамзаписи «МЕЛОДИЯ» выпускала пластинки с записями её песен, причём огромными, иногда миллионными тиражами!

Очень многим нравилось её пение. И популярность её не случайно была огромной. Да, немало гастролировала она по стране, по всем республикам, нынче ставшим… странами. Везде, как видно, были аншлаги, овации, цветы – восторг и благодарность слушателей.

Были и памятные для меня встречи с ней в Кишинёве. Сначала после концерта на открытом воздухе в «Зелёном театре» (мы с мужем дождались выхода её из той «раковины»). Тогда она с благодарностью приняла мой отзыв о её лирическом даре, проникновенности исполнения, теплоте её голоса и великолепной, особой у неё, дикции. Она даже переспросила: — «Да? Тебе, Люда, и моя дикция нравится?» — «Очень!!!» Она улыбнулась и с удовольствием приняла наши цветы. По-моему, дикция — это один из атрибутов уважения к слушателю/зрителю. Увы, не у всех и в театрах она на высоте, хотя зрелище – это ведь и общение! Театру родстсвенно быть и образцом речи, культуры. Между тем… Скороговорка, говор, — «как будто с горохом во рту…». Так в сердцах говаривал мой давнишний знакомый, заядлый театрал (с 4-х лет он «торчал» за кулисами Большого театра, где рабочим сцены был его отец) и остро переживавший всё происходящее. И появление «скороговорок»: — «Даже в Малом Академическом (!) Театре – в святая святых русского театра! В охранительнице русских традиций!» И появление в Кремле концертного зала: — «Затесался стиляга в среду стародумских бояр!» Понятно: идёт процесс «спрессования времени». И всё же: небрежная дикция… Не снижается ли культура общения с нами, «с массой»? Простите за отвлечение.

Следующая встреча с Майей была по её приглашению в её номере гостиницы «Кишинэу». Надо сказать, она тогда всюду разъезжала со своей младшей сестрёнкой (не помню её имени, видимо, она облегчала Майе и быт; была она и при этой нашей с Майей встрече). Майя тогда рассказала немного о себе: о работе в КБ, о том, что довольна своей судьбой певицы. И что боится только одного: потерять голос. А так… — «У меня дома в Москве – огромный ворсовый ковёр на полу. Я сяду на него, разложу вокруг себя свои грампластинки и – радуюсь сама себе! Даже если голос потеряю, они со мной, — звучат!» Да, вы конечно заметили, что это Майино студенческое фото — не очень высокого качества. Не хватает чёткости. И конечно, не обработано оно фотошопом (не умею)… но обратите внимание: Майя и здесь, как всегда потом, с каким-либо шарфиком/воротничком на шейке. Может, уже тогда коварная болезнь подкрадывалась к ней…

Но — что фото! Мне Майя особенно памятна, когда я видела её воочию и в частности после окончания МАИ: на юбилее факультета, — на сцене роскошного и сияющего множеством люстр Колонного зала Дома союзов (в царские времена это был Зал дворянского собрания Москвы). Майя — сияющая и величественная! В памяти и тот концерт там же, показанный ЦТВ, когда она вышла и пела, уже поддерживаемая Иосифом Кобзоном. Уже смертельно больная, как узнали мы потом…

Но и тогда, она была полна достоинства и красоты. По-моему, это фото с того (последнего?) концерта:

image

Почтим же память Майи Кристалинской в день её рождения! Тем более, что многим памятны её песни: «Тишина», «Царевна-несмеяна», «Возможно», «В нашем городе дождь», «У тебя такие глаза», «Спасибо, аист», «Скоро осень», «Ах, Арбат», «Два берега», «И все сбылось, и не сбылось»… «В нашем городе дождь», «Прощайте, голуби», знаменитая «Надежда» Александры Пахмутовой и «Нежность» — с незабываемыми, потрясающими словами Николая Добронравова «Опустела без тебя земля»… Нет, не перечесть.

Заглянула в Список её песен, а там песни – на все буквы алфавита! Их более 200! Можете сами взглянуть: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_песен_Майи_Кристалинской

И по сей день творчество певицы широко востребовано, а имя ее навечно занесено, как говорят, в «пантеон самых ярких звезд нашей эстрады».

Случайно узнала, что Майя Кристалинская ещё и «писала замечательные статьи в «Вечерней Москве» и даже перевела на русский книгу Марлен Дитрих «Размышления»…

Похоронена Майя Кристалинская на Донском кладбище своего родного города Москва. На мраморной стеле её могилы – скрипичный ключ и надпись:

«Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься и опять споёшь».

А мы… вкючим музыку и снова услышим её такой задушевный голос!

Ссылка на основную публикацию
Похожее