Детство и юность
Родился будущий актер в небольшом городке Эпплтоне, расположенном на реке Фокс, в 160 километрах севернее Милуоки – административного центра штата Висконсин. Произошло это 22 июля 1955 года.
Уиллем Дефо в 2017 году
Уильям (такое имя мальчик получил при рождении) — седьмой из 8 детей хирурга Уильяма Альфреда Дефо и медсестры Мюриэль Изабель (в девичестве Сприселлер), до него уже успели родиться пять дочерей и один сын. Последний ребенок также оказался мальчиком.
Уильям отличался от братьев и сестер характером – они были степенными и медлительными, а будущий актер уже с пеленок проявлял чрезмерную активность и артистизм. Позднее неспокойный характер юнца дал о себе знать – за съемку порнофильмов Уильяма выгнали из школы. К слову, тогда появился вариант имени Уиллем, имеющий шотландские корни (как и сам актер) – Дефо не нравилось, когда его называли Билли.
Уиллем Дефо в молодости
После школы Уиллем перебирается в Милуоки, где поступает на курсы драматического искусства при Висконсинском университете. Однако до конца курса Дефо не продержался, отправившись в гастрольный тур вместе с Theatre X – одним из самых старых в Америке экспериментальных театров, просуществовавшим до 2004 года.
С Theatre X Уиллем исколесил США и Европу и спустя 4 года, в 1976-ом, вернулся в Америку и осел в США. Тогда же стал участником другой театральной труппы – The Perfomance Group, которой руководил Ричард Шехнер. Позднее часть актеров под руководством Элизабет ЛеКомпте покинула The Perfomance Group, организовав свою труппу – The Wooster Group. Дефо входил в состав The Wooster Group до середины двухтысячных годов. В это время другие дети Уильяма Альфреда Дефо и Мюриэль Изабель учились на врачей и юристов.
Детство и юношеские годы
Уильям (настоящее имя актера) стал седьмым, предпоследним ребенком в многодетной семье врача Уильяма Альфреда Дефо и медицинской сестры Мюриэль Изабель. Он ненавидел, когда его называли Билли (сокращенный вариант его имени), поэтому при первой же возможности сменил имя на Уиллем.
Рост Уиллема Дефо – 178 см
Мальчик был совсем не похож на двух своих братьев и пятерых сестер и стал единственным, кто посвятил свою жизнь творчеству (остальные связали жизнь с правом и медициной). В детстве он постоянно шутил, кривлялся и смешил окружающих, что не раз выручало его в сложных ситуациях.
Окончив школу, юноша поступил в университет Милуоки на отделение драмы, но через полтора года бросил учебу и стал гастролировать с молодежным экспериментальным театром Theatre X, превратившись по сути в бродячего артиста. Через четыре года Уиллем решил осесть в Нью-Йорке и устроился в театр Performance Group.
Уиллем Дефо в молодости
Тогда же Дефо стал пытаться пробиться в кино. Первая попытка не увенчалась успехом: при монтаже его роль просто вырезали по прихоти режиссера. Но это не остановило амбициозного юношу, и через два года он громко заявил о себе в картине «Без любви». Дальше последовали роли в фильмах «Улица в огне», «Закусочная на колесах», «Голод» и «Жить и умереть в Лос-Анджелесе».
Фильмы
Впервые Уиллем принял участие в съемках кино в 1980 году. Его дебютом должна была стать лента Майкла Чимино «Врата рая», однако из-за ссоры с режиссером все эпизоды с участием Дефо были вырезаны. Позднее Уиллем признался, что не жалеет об этом, ведь картина Чимино стала крупным голливудским кассовым провалом.
Уиллем Дефо в фильме «Закусочная на шоссе 66»
Настоящий же дебют на широком экране состоялся лишь 2 года спустя. Дефо исполнил роль предводителя банды байкеров из группировки «Вне закона», в фильме «Без любви». Через 2 года он снялся в аналогичной роли в ленте Уолтера Уэсли Хилла «Улицы в огне».
Годом ранее Дефо засветился в культовом вампирском фильме «Голод» Тони Скотта, в котором главные роли исполнили Дэвид Боуи и Катрин Денев. В 1984 году Уиллем впервые исполнил главную роль, снявшись в криминальной комедии «Закусочная на шоссе 66». В 1985 году сыграл в фильме «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» режиссера Уильяма Фридкина («Изгоняющий дьявола», «Французский связной», «Колдун»).
Уиллем Дефо в фильме «Взвод»
Настоящая же известность пришла актеру в 1986 году, тогда на экраны вышел первый фильм вьетнамской трилогии Оливера Стоуна «Взвод». Дефо исполнил второстепенную роль сержанта Элайаса Гродина (за которую впервые был номинирован на «Оскар»), а главную роль доверили Чарли Шину.
В 1988 году исполнил роль Иисуса Христа в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», являющемся экранизацией одноименного произведения Никоса Казандзакиса. Режиссер Серджио Леоне высказал свое недовольство назначением Дефо на эту роль, заявив, что не может исполнять роль мессии человек, игравший прежде байкеров, бандитов и солдат. Аналогичная ситуация была в свое время и с российским актером Сергеем Безруковым, когда он исполнил роль Христа (Иешуа Га-Ноцри) в экранизации «Мастера и Маргариты».
Уиллем Дефо в фильме «Последнее искушение Христа»
Также 1988 год ознаменовался для Дефо участием в ленте «Миссисипи в огне», снятой Аланом Паркером («Полуночный экспресс», «Сердце ангела», «Жизнь Дэвида Гейла»). Фильм повествовал о реальных убийствах борцов за гражданские права, произошедших в Миссисипи в июне 1964 года. Помимо Дефо, в фильме снялись Джин Хэкмен и Фрэнсис Макдорманд.
В 1989 году Уиллем вновь сотрудничает с Оливером Стоуном. Результатом этого сотрудничества становится вторая лента из вьетнамского цикла – «Рожденный четвертого июля». Главные роли исполнили Том Круз и Кира Седжвик. Из предыдущего фильма, помимо Дефо, был задействован и Том Беренджер.
Уиллем Дефо и Джонни Депп в фильме «Плакса»
В это же время на экраны выходит «Бэтмен» Тима Бертона. Изначально роль главного злодея по прозвищу Джокер должен был исполнить Уиллем – собственно, сценарист Сэм Хэмм и писал эту роль под Дефо, однако что-то не сложилось и Джокера сыграл Джек Николсон. В 1990 году снялся в фильме «Плакса», в котором главную роль исполнил тогда еще молодой Джонни Депп.
В том же году принял участие в съемках фильма Дэвида Линча «Дикие сердцем». Его партнерами по съемочной площадке были Николас Кейдж и Лора Дерн. Годом позже на экраны вышел фильм Джона Милиуса («Конан-варвар», «Красный рассвет») «Полет Интрудера». В этой ленте Дефо исполнил роль лейтенанта Вирджила «Тигра» Коула. Компанию Уиллему составили Дэнни Гловер и Розанна Аркетт.
Уиллем Дефо и Мадонна в фильме «Тело как улика»
В 1993 году был выпущен фильм Ули Эделя «Тело как улика». Фильм содержал множество откровенных сцен, из-за чего ему приписали жанр софт-порно. Помимо Дефо, в фильме сыграли Мадонна, Джулианна Мур, Джо Мантенья, Фрэнк Ланджелла и Юрген Прохнов.
1994 год был ознаменован для Дефо выходом экранизации романа Тома Клэнси «Прямая и явная угроза», повествующем о спецагенте Джеке Райане, роль которого исполнил Харрисон Форд. Лента была снята Филиппом Нойсом, режиссером фильмов «Щепка», «Власть страха» и «Солт».
Уиллем Дефо в фильме «Английский пациент»
Через два года вышел фильм «Английский пациент», снятый Энтони Минчеллой («Талантливый мистер Рипли», «Холодная гора») по мотивам одноименного романа Майкла Ондатже. Картина получила 9 «Оскаров», 6 премий BAFTA, 4 премии Гильдии киноактеров США, 2 «Золотых глобуса» и 1 премию «Грэмми». Главные роли исполнили Рэйф Файнс и Жюльет Бинош.
1998 и 1999 — годы киберпанка в творчестве Дефо. В 1998-ом вышла экранизация рассказа Уильяма Гибсона «Отель «Новая Роза», снятая Абелем Феррарой. В 2011 году Дефо снимется в его фильме «4:44. Последний день на Земле», а в 2014 – в «Пазолини».
Уиллем Дефо в фильме «Отель «Новая Роза»
Кроме Уиллема, в ленте сыграли Кристофер Уокен и Азия Ардженто. В 1999-ом вышел фильм Дэвида Кроненберга («Муха», «Видеодром», «Сканнеры», «Мертвая зона») «Экзистенция» с Джудом Лоу и Дженнифер Джейсон Ли в главных ролях.
Также в 1999 году вышел другой культовый фильм с участием Дефо – «Святые из Бундока» Троя Даффи. Помимо Уиллема, исполнившего роль агента ФБР Пола Сликера, в фильме снялись Шон Патрик Флэннери и звезда сериала «Ходячие мертвецы» Норман Ридус. Вместе с ними Дефо снялся и в продолжении.
Уиллем Дефо в фильме «Святые из Бундока»
В 2000 году на экраны вышли «Американский психопат» Мэри Хэррон и «Тень вампира» Эдмунда Элиаса Мериджа, в которых Дефо исполнил не последние роли (вампир Макс Шрек aka Носфератуиз Уиллема получился действительно угрожающим, даже не смотря на рост 178 сантиметров).
В 2002 году на мировые экраны выходит «Человек-паук», давший новый старт фильмам о супергероях. Этот проект начали разрабатывать еще в 1986 году. В разное время к экранизации комикса были привлечены режиссеры Джеймс Кэмерон, М. Найт Шьямалан, Роланлд Эммерих, Ян де Бонт, Крис Коламбус и Дэвид Финчер. Финальным кандидатом стал Сэм Рэйми, снявший трилогию о зловещих мертвецах и супергеройский фильм «Человек тьмы» с Лиамом Нисоном в главной роли.
Уиллем Дефо в фильме «Человек-паук»
Главным злодеем в жизни Человека-паука в фильме должен был стать Зеленый Гоблин. Эту роль предлагали многим актерам, среди которых значились Джон Малкович и Николас Кейдж, с которыми Дефо снимался ранее. Кандидатура самого Уиллема не рассматривалась, но эта роль так захватила актера, что он записал на камеру свою пробу роли и передал Рэйми, который оценил мастерство актера по достоинству. В итоге Дефо снялся во всех трех частях фильма о Человеке-пауке.
После работы с Сэмом Рэйми Дефо снялся в «Авиаторе» (2004) Мартина Скорсзе, «Не пойман – не вор» (2006) Спайка Ли, «Антихристе» (2009) Ларса фон Триера, «Воинах света» (2010) братьев Спиригов, «Джоне Картере» (2012) Эндрю Стэнтона, «Отеле «Гранд Будапешт» (2014) Уэса Андерсона, «Джоне Уике» (2014) Чада Стахелски и Дэвида Летча, а также во множестве других картин.
Уиллем Дефо в фильме «Человек-улыбка»
Отдельно стоит упомянуть короткометражку «Человек-улыбка», снятую российским режиссером-новичком Антоном Ланшаковым, участником конкурса Кевина Спейси «Jameson first shot». Всего на счету актера почти 200 фильмов. Также Уиллем не прекращал работать актером в театре.
Уиллем Дефо — актер, который ничего не боится и не оглядывается назад
Он был Иисусом и японским богом смерти, узником Освенцима и офицером СС, подтянутым федералом и похотливым социопатом с гнилыми зубами и тоненькими усиками. Он был вампиром, священником, а один раз даже монашкой (в рамках экспериментальной театральной постановки). Он был лондонским банкиром и менеджером мотеля во Флориде, поэтом Томасом Стернзом Элиотом и Зеленым Гоблином.
Уиллем Дефо не только выдающийся актер, но и один из самых многоплановых в современном Голливуде. Недавно на экраны вышел «Аквамен», где он сыграл Нуидиса Вулко, научного советника Атлантиды, а в начале февраля в кинотеатрах покажут фильм «Ван Гог. На пороге вечности» Джулиана Шнабеля. Роль гениального художника стала 99-й в карьере актера. Кажется, он может перевоплотиться в любого персонажа, кроме, разве что, образованного представителя среднего класса со Среднего Запада США, — и то только потому, что сам таковым является.
Уроженец Аплтона, штат Висконсин, Дефо в 1977-м году переезжает в Нью-Йорк — в то время там орудовал серийный убийца Дэвид Берковиц, а сам город был охвачен беспорядками и массовыми поджогами, — и присоединяется к авангардному театральному коллективу, который несколько позже стал известен как The Wooster Group. Наряду с такими культовыми местами, как арт-пространство The Kitchen и клубы CBGB и Max’s Kansas City, они сформировали тот культурный облик города, который сейчас вызывает столько восхищенных возгласов.
В 1980 году Кэтрин Бигелоу утвердила Дефо на роль предводителя байкерской банды в своей дебютной режиссерской работе «Без любви». Вскоре последовали другие роли в культовых фильмах: «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» Уильяма Фридкина, «Взвод» Оливера Стоуна, «Миссисипи в огне» Алана Паркера и «Дикие сердцем» Дэвида Линча. Дефо любят классики современного кино Уэс Андерсон и Ларс фон Триер. Он трижды был номинирован на «Оскар» — всегда за лучшую роль второго плана: в первый раз в 1986 году за «Взвод», в 2000 году за фильм «Тень вампира» и последний раз совсем недавно, в 2020 году, за работу над «Проектом Флорида».
Как-то раз Дефо отозвался о себе так: «Я обычный парень, ничем не отличающийся от ваших соседей. Если вы, конечно, живете по соседству с мавзолеем».
В обычной жизни Дефо очаровывает своими манерами и окутывает душевным теплом и шармом. В это солнечное июньское утро я сижу в ресторане Morandi напротив актера и украдкой его разглядываю. Его внешность вызывает неоднозначные чувства, будто бы я посреди дня пробрался в заброшенный старинный дом и вместо того, чтобы искать привидения, увлекся изучением изящного интерьера. Четыре десятилетия актерского труда и двадцать пять лет занятий йогой сделали движения Дефо четкими и грациозными, как у профессионального танцора. Во время разговора с ним привыкаешь к его резким чертам лица: лицо как лицо. Но не в те моменты, когда актер широко открывает глаза и втягивает щеки или демонстрирует свою коронную полубезумную улыбку и огромную щель между зубами. Пятнадцать лет назад во время съемок фильма «Водная жизнь» в Италии Дефо познакомился с режиссером Джадой Колагранде, на которой впоследствии женился. С тех пор каждый год актер уезжает в Рим на полгода.
«Мое сердце принадлежит двум странам, — говорит Дефо. — Итальянцы до сих пор придерживаются своих традиций. С одной стороны это морока, но свои плюсы в этом тоже есть. В Нью-Йорке, в свою очередь, верны только одной традиции — зарабатывать деньги. Мне дорог Нью-Йорк, — признается Дефо, — но как же сильно он изменился. Мой Нью-Йорк приходит ко мне только в воспоминаниях и призраках прошлого».
Настоящее имя Дефо — Уильям. Он родился в 1955 году в семье доктора Уильяма Дефо и медсестры Мюриэл седьмым ребенком из восьми. «Я всегда считал, что мой самый старший брат принял удар на себя вместо меня, став доктором, — говорит Дефо. — Почти все мои сестры по профессии — медсестры, поэтому у меня была возможность попытаться заняться чем-то другим».
Родители Дефо редко бывали дома, поэтому там «всегда царил хаос»: «По сути, меня растили сестры. У нас никогда не было семейных завтраков или ужинов, разве что только по воскресеньям. Моя мама всегда готовила на неделю вперед или делала заготовки, которые мы потом доставали из морозилки и разогревали».
В 1988 году, когда на экраны вышло «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе, вызвавшее негодование религиозной части общества, родители Дефо уже состояли в церкви евангельских христиан. О роли сына Мюриэл говорит изданию Orlando Sentinel: «Я не думаю, что наш сын согласился бы на такое богохульство».
Тем не менее, по словам самого Дефо, раньше его родители не отличались особой набожностью: «Мы ходили всей семьей на службу, вообще, это была одна из немногих вещей, что мы делали все вместе, но опять же, эти походы в церковь скорее были данью социальной жизни, нежели духовной».
Несмотря на это, в доме царили протестантские нравы. «Помню, мой отец все время повторял: «Нужно упорно работать! Все время упорно работать!, — вспоминает актер. — Газировка дома была запрещена, как и алкоголь. И отец, и мать были трезвенниками. Они даже кофе не пили, а кофемашину доставали только по особым поводам — например, когда мама устраивала дома литературне кружки. Мы допивали остатки кофе, добавляя туда сахар и сливки. Для нас это был почти героин!»
«Стоило кому-то из нас провиниться, отец вызывал к себе в кабинет и проводил беседу, — вспоминает Дефо. — Из сколько-нибудь ценных вещей у нас дома была картина какого-то фламандского мастера под названием «Счастливое семейство». Так вот, отец ставил нас перед ней, затем снимал ремень, пару раз им хлопал, после чего говорил: «Ты можешь выбрать: быть частью счастливого семейства или получить ремня». Разумеется, мы всегда отвечали: «Быть частью счастливого семейства!»
Уильям умер в 2014 году в возрасте 97 лет, на 2 года пережив Мюриэл.
«Когда он уже лежал на смертном одре, и я понимал, что ему осталось недолго, я спросил, отчасти в шутку: «Что ж, каков твой вывод? Что такое жизнь?» Он долго молчал, обдумывая вопрос, а потом ответил: «Уилл, жизнь — это испытание». Вот так. Думаю, этот ответ прекрасно его характеризует».
В 1973 году Дефо поступает на театральный факультет Университета Висконсин-Милуоки, но бросает учебу после первого семестра второго курса и присоединяется к экспериментальному коллективу Theatre X. Видео под названием Civil Commitment Hearings 1975 года выпуска можно найти на YouTube. В нем 20-летний и длинноволосый Дефо зачитывает протоколы окружного суда.
«Родители сказали мне тогда: «Если это действительно то, чем ты хочешь заниматься, мы всегда тебе поможем», — вспоминает Дефо. — Все остальные дети прошли через бакалавриат и магистратуру, и это даже не обсуждалось. Видимо, родители решили, что я поболтаюсь и брошу это занятие, и меня вполне устраивало такое положение дел».
Сначала Дефо устроился на неполный рабочий день в типографию и закусочную. «Я понимал, что если по‑настоящему прижмет, то в любой момент могу позвонить родителям, но тогда мне очень нравилась романтика жизни «от зарплаты до зарплаты», — рассказывает актер.
Во время поездки в Амстердам с группой Theatre X Дефо познакомился с Ричардом Шешнером, основателем экспериментального театра The Performance Group. Тот посоветовал Дефо как-нибудь приехать в Нью-Йорк, что тот сразу сделал, — и после нескольких месяцев каучсерфинга Дефо въехал в квартиру на Восточной десятой улице. Аренда составляла $225 долларов и выплачивалась Дефо напополам с соседом.
«По переезду в Нью-Йорк у меня была твердая цель получить оплачиваемую работу в театре, — говорит Дефо. — Но, гуляя по центру, я часто видел актерские перформансы в лофтах, и меня они завораживали». Так Дефо стал работать монтировщиком сцены в The Performance Group («Из меня был никудышный плотник», отмечает актер) и быстро влился в коллектив, который как раз тогда начал трансформироваться в The Wooster Group под руководством протеже Шешнера, Элизабет Лекомпт.
Человеку консервативных взглядов спектакли The Wooster Group могут показаться чересчур вызывающими и неоднозначными. Одна из их первых постановок под названием «Трасса 1 & 9» объединила в себе фрагменты из пьесы Торнтона Уайлдера «Наш городок», использованные без авторского права и сопровождавшиеся порнографическим видеорядом, а также юмористические скетчи из репертуара Пигмита Маркхэма (темнокожего американского комика, популярного в начале ХХ века. — Esquire), для исполнения которых все члены труппы, включая Дефо, покрыли себя черной краской.
После того, как в рецензии The New York Times постановка была охарактеризована как «пропагандариующая расизм», Нью-йоркский комитет культуры прекратил спонсирование коллектива. Лекомпт подала апелляцию, правда, безуспешно, однако несколько именитых актеров подписали петицию в ее поддержку. (Интересно, стали бы сейчас актеры поддерживать коллег по цеху в похожей ситуации?) «Было очевидно, что не всем присутствующим пьеса пришлась по душе, на их лицах читался вопрос: «Разве так можно?», — вспоминает теперь Дефо.
«Чтобы понять, какой человек Уиллем, придется разобраться в его любви к экспериментальному театру, — говорит Пол Шредер, режиссер фильма «Чуткий сон» (1992), в котором Дефо сыграл наркоторговца. — Я думаю, что экспериментальный театр дает ему больше пространства для творчества, нежели кино. Участвуя в таких постановках, он становится хамелеоном, постоянно меняющим свой облик. Играя в театре, он выходит из зоны комфорта, и речь не только об актерских приемах, но и о таких вещах как нагота или провокация публики. Многие актеры этого избегают, но Уиллем не боится ничего».
Уэс Андерсон, работавший с Дефо на трех проектах (последний — «Отель «Гранд-Будапешт»), говорит о нем следующее: «Его талант гораздо масштабнее традиционного представлении о профессии актера. Я видел его выступление с Барышниковым в Театр де ла Вилль. Также я видел его игру в спектакле Ричарда Формана «Синдром саванта», который для меня занимает промежуточную позицию между танцем и театром, а актеры, задействованные в нем, напоминают ожившие скульптуры. Мне очень нравится работать с Уиллемом, его талант, мастерство, опыт, адекватность и уверенность в себе поражают. И он всегда открыт к чему-то новому. Он вообще один из моих любимых актеров».
Вскоре после присоединения к The Wooster Group у Дефо и Лекомпт начался роман, из-за которого она рассталась с актером Сполдингом Грейем, который был одним из сооснователей театра. «Это были непростые отношения, потому что мы работали вместе, — говорит Дефо. — По сути мы тогда жили втроем в одном лофте, поделив его пополам». (Дефо и Лекомпт были вместе на протяжение 27 лет, у них есть общий сын Джек, которому сейчас 36 лет, и он работает в канцелярии суда, а также двухгодовалый внук Том.)
В 1979 году Дефо получил небольшую роль в фильме Майкла Чимино «Врата рая», который как раз искал актеров «ярко выраженного этнического типажа». Но вскоре Дефо уволили за слишком громкий смех над непристойными шутками в перерывах между дублями.
«Начав сниматься в кино, в профессиональном плане я не почувствовал особой разницы по сравнению с тем, что делал раньше, — говорит Дефо. — А вот в социальном аспекте работа в кино действительно отличалась от театра. Кругом люди только и говорили что о своих домах, лошадях и агентах. Мне-то казалось, что все будут говорить о поэзии, живописи и литературе. Таким вот романтиком я был».
«Врата рая» стали финансовой катастрофой, погубившей карьеру Чимино, разорили студию-спонсора и положили конец существованию такого явления как Новый Голливуд. «Понятие «авторского кино» в Америке стало ругательством. У актеров, родившихся раньше меня, выдался более продуктивный век, — Дефо намекает на Джека Николсона. — Но зависть — это яд. Разумеется, это чувство во мне это есть, но я не разрешаю себе завидовать другим».
«В мире арт-хауса у Уиллема хорошая репутация и его часто приглашают в необычные проекты, — говорит Шредер. — Тут главное не увлечься и не забывать про коммерческий кинематограф. Сегодня ты в Риме с Абелем Феррарой, а завтра в диснеевском проекте».
В 2002 году, помимо роли зависимого от секса продавца в фильме Шредера «Автофокус», Дефо также сыграл Нормана «Зеленого Гоблина» Осборна в «Человеке-Пауке» Сэма Рейми. «Тогда вся эта история с фильмами по комиксам только начиналась, — вспоминает Дефо. — Друзья были в шоке от того, что я собрался сниматься в «Человеке-Пауке». Сейчас забавно вспоминать об этом».
Это сейчас роль в супергеройском кино — гарантия карьерного взлета, а в те времена участие в подобном проекте для серьезного актера считалось едва ли не профессиональным самоубийством. По разным слухам, от роли Дефо отказались Джон Малкович, Джон Траволта, Роберт Де Ниро и другие. Фильм Сэма Рейми изменил правила игры, в первую же неделю собрав в прокате $100 миллионов. Это событие потрясло киноиндустрию не меньше грандиозного провала фильма Чимино «Врата рая». А 16 лет спустя проекты Marvel собрали в прокате больше, чем все «Звездные Войны» и фильмы про Джеймса Бонда вместе взятые. Сейчас на фоне последней части «Мстителей» «Человек-Паук» выглядит как фильмы про Бэтмена 1950-х годов.
«Фильмы про супергероев становятся все масштабнее и масштабнее, — говорит Дефо после пятимесячных съемок «Аквамена» в Австралии. — Я почти все время висел в воздухе на зеленом фоне. Никакого реквизита не было, сплошная импровизация, плюс физическая нагрузка, которую я очень люблю».
Многие актеры говорят, что выбирают фильм по принципу «один для заработка, один для души», но в случае Дефо эта пропорция смещена до «один для заработка, пять для души». Большая часть тех многочисленных маленьких проектов, в которых он снимается, не номинируется на престижные кинопремии, а некоторые даже не выходят на носителях. «Я верю в режиссеров как в главную движущую силу фильма. Я верю в кино для души, — это не просто слова, это мировоззрение», — говорит Дефо.
«Уиллему очень важно постоянно экспериментировать, — говорит Шон Бейкер, режиссер «Проекта Флорида». — Он не возьмется за роль, если она не подразумевает исполнение чего-то такого, чего он раньше не делал. Для него это катарсис».
Неделю спустя мы с Дефо сидим на скамейке в парке Абингдон-Сквер в Виллидже. «Куда бы нам с тобой пойти? Прогуляться по Хайлайну? Сходить в музей Уитни или классный ресторан? — Дефо одет в брюки хаки и в футболку. — Мне нравится эта жара. Она все замедляет. Мы все превращаемся в стаю птиц в оазисе».
Мы говорим о последней большой актерской роли Дефо — фильме «Ван Гог. На пороге вечности» Джулиана Шнабеля, который повествует о двух последних годах жизни Ван Гога.
Шнабель и Дефо познакомились более 30 лет назад в нью-йоркском клубе Nell’s. Шнабель тогда был восходящей звездой в мире изобразительного искусства. Смущала ли режиссера разница в возрасте 63-летнего Дефо и Ван Гога (художник покончил собой в возрасте 37 лет. — Esquire)? «Нет, — отвечает режиссер. — К 37 годам Ван Гога изрядно помотала жизнь, и это отразилось на его внешности. Уиллем же, на мой взгляд, для своих лет выглядит просто изумительно. Я даже не рассматривал других актеров. Лучше Уиллема с этой ролью никто бы не справился».
Труднее всего Дефо далось рисование. «Джулиан прекрасный учитель, — говорит актер. — Он с удовольствием рисовал бы за меня. Иногда он даже подсказывал во время съемок: «Возьми немного жженой умбры. Теперь смешай ее с охрой». Как держать кисть тоже было для меня целой наукой. В случае с Ван Гогом нужно было работать отрывистыми движениями и смелыми мазками. Джулиан называл эту технику «нанесением пятен». Живопись — это постепенное увеличение количества взаимосвязанных пятен. Вообще, он считает, что в живописи не бывает ошибок. Просто продолжай рисовать».
К любому проекту Дефо предъявляет два обязательных требования: кофе и соковыжималка. Каждое утро, даже во время съемок, он начинает с медитации и йоги. «На это уходит полтора часа, поэтому иногда приходится просыпаться в три утра, — говорит Дефо. — Когда выдаются очень длительные съемки, я занимаюсь во время обеда, но, опять же, если на мне грим и неподходящая одежда, приходится обходиться без йоги».
Другая привычка актера, о которой мало кто знает, это ведение дневников. Дефо остается верен ей вот уже почти сорок лет. «Это особенность моего поколения, — говорит он. — Мои записи носят исключительно практический характер, я делаю их не для того, чтобы разобраться в себе. Можно сказать, что это своеобразное упражнение — постоянно отмечать, что происходит в жизни, чтобы научиться выражать мысли и чувства. Еще я записываю шутки, телефонные номера, напоминания, просто понравившиеся вещи, которые услышал или увидел».
Около двадцати дневников хранятся в его кабинете в Нью-Йорке, остальные лежат в гараже. Некоторые из них потрепанные и грязные, часть из них — в дорогих кожаных переплетах. Как материал для автобиографии они совершенно не годятся. Большую часть даже прочитать нельзя. Некоторые из дневников испортились из-за влажности, часть записей обрываются рисунками, вырезками из газет, вклейками иностранных банкнот или полароидными снимками.
«Я хочу сделать из своих записей большущий коллаж и выставить в галерее. Да, их невозможно будет разобрать, но местами зрителю удастся прочитать отдельные слова или фразы. Это будет нечто диковатое вроде доски уиджа, — говорит Дефо, пролистывая один из ежедневников. Он останавливается на цитате из стихотворения Томаса Стернза Эллиота, которого играл в 1994 году в фильме «Том и Вив». — В редкие моменты задумчивости и отстраненности, нам предстает таинственный узор, что в древнем мире назывался Судьбой».
Дефо закрывает блокнот.
— Никогда не оглядываюсь назад, — говорит Дефо. — Ни разу их не перечитывал.
Уиллем Дефо сейчас
В 2020 году на экраны должны выйти сразу три ленты с участием Дефо. Первой из них стала адаптация аниме «Тетрадь смерти», выпущенная потоковым сервисом Netflix. В этом фильме Уиллем исполнил роль бога смерти по имени Рюк.
Следующее появление актера должно состояться в экранизации детективного романа Агаты Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе», снятой Кеннетом Браной (сам Кеннет исполнит роль Эркюля Пуаро).
Уиллем Дефо в роли Рюка
Третья лента, в которой будет задействован Дефо – «Лига Справедливости». На этот раз актер исполнит персонажа комикса DC Нуйдиса Валко (Зеленый Гоблин был детищем компании Marvel). К слову, в этом фильме снимется и его коллега по «Человеку-пауку» Джонатан Кимбл Симмонс. В Интернете уже имеются фото со съемок этого фильма.
Творчество[ | ]
Из беллетристических сочинений Дефо прославился только роман «Робинзон Крузо», переменив, впрочем, со временем круг читателей и став детской книгой. Другие романы Дефо представляют собой автобиографии фиктивных плутов, воров, проституток и всякого рода авантюристов. Таковы «Роксана», «Молль Флендерс», «Мемуары кавалера», «Полковник Джек» и др.
В книге «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона» (1720), собирание материалов для которой побудило Дефо к написанию «Всеобщей истории пиратства» (1728), помимо «подвигов» героя на море, в вымышленных подробностях описывается путешествие его со своими спутниками через всю Южную Африку, внутренние районы которой в первой четверти XVIII века были практически неизвестны учёным и путешественникам. При этом в полной мере раскрывается мастерство автора как рассказчика, способного создать «эффект достоверности» в глазах неискушённого читателя.
В изданной под псевдонимом «Капитан Чарльз Джонсон» в Лондоне в 1724 году «Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» (A General History of the Robberies and Murders of the Most Notorious Pirates) содержались беллетризированные биографии 17 известных пиратов Вест-Индии, большинство из которых основаны были на достоверных источниках, предположительно архивных материалах Министерства по делам колоний, а также сохранившихся письмах капитанов и бортовых журналах, хранившихся в Государственном архиве Великобритании (англ.)русск.[5].
Особняком в творчестве Дефо стоит исторический роман «Дневник чумного года» (1722), содержащий в себе не отличающееся достоверностью описание Великой Чумы в Лондоне 1665 года (когда самому автору было около 5 лет), но отчасти основанный на дневнике дяди писателя — Габриэля Фо.