Полное имя: Олег Николаевич Ефремов
Дата рождения: 1 октября 1927 г. Знак зодиака: Весы Возраст: 72 года Место рождения: Москва Дата смерти: 24 мая 2000 г. Деятельность: Актер и режиссер театра и кино, педагог Образование: Школа-студия МХАТ Семейное положение: Был женат Супруг(а): Алла Покровская (1937—2019), Ирина Мазурук (1936—1985), Лилия Толмачёва (1932—2013) Дети: Анастасия Олеговна Ефремова, Михаил Ефремов Родители: Николай Николаевич Ефремов, Анна Дмитриевна Ефремова
Олег Ефремов — биография
Олег Ефремов в кино
Кадр из художественного фильма Татьяны Лиозновой «Три тополя на плющихе» (1968)
В отличие от многих коллег-режиссеров, Олег Ефремов никогда не оставлял актерскую деятельность. Он играл почти во всех спектаклях «Современника», исполнил 14 ролей во МХАТе и МХТ имени Чехова. Параллельно он снимался в кино, хотя поначалу с сомнением относился к этому виду искусства, считая, что такая работа губительна для таланта театрального актера.
Кинокарьера Ефремова началась в 1955 году: он сыграл Алексея Узорова в фильме «Первый эшелон». Это была роль идеального советского человека — комсомольца, примерного советского гражданина. После этого Ефремов не раз перевоплощался в подобных «правильных» героев — чекистов, партийных деятелей, сотрудников уголовного розыска. Сыграл он даже Феликса Дзержинского в фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине».
Однако зрители больше запомнили и полюбили лирические образы Ефремова. В 1965 году он сыграл в «Войне и мире» Федора Долохова — разжалованного офицера, красавца, повесу и любителя зло подшутить над окружающими. Следующей знаменитой ролью стал добрый доктор Айболит из детской сказки «Айболит-66».
В 1966 году вышла комедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» В ней Ефремов исполнил роль следователя Максима Подберезовикова, который в свободное от службы время играет в самодеятельном театре, а в кабинете у него вместо портрета Дзержинского висит изображение Станиславского. «С одной стороны, его актерской индивидуальности присущи черты, которые положено иметь следователю, то есть стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо. С другой стороны, в актере присутствовала самоирония, позволявшая ему играть как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу», — говорил Рязанов. А годом позже появился фильм «Три тополя на Плющихе», в котором актер сыграл таксиста Сашу.
Коллеги отмечали, что все свои роли Ефремов исполнял естественно и просто, легко вживаясь в образ. В театре он почти не пользовался гримом. Зрители ошибочно считали, что во всех героях-современниках актер просто играет самого себя, однако в кино он так же естественно «вошел» в образ Долохова. Это была собственная художественная традиция Ефремова — играть, практически не играя.
Последней работой Олега Ефремова в кино стал десятисерийный фильм «Чехов и Ко», вышедший в 1998 году. В нем актер исполнил сразу две роли — отца Саввы Жезлова в новелле «Святая простота» и помещика Камышова в истории «На чужбине».
Детство и юность, семья
Школьные годы будущий киноактер провел в Воркуте, где смог наблюдать за тем, как проходила лагерная жизнь заключенных ГУЛАГа. Его отец работал в этом месте бухгалтером, поэтому интерес Олега Ефремова был неподдельным.
Еще в школьные годы Олег стал интересоваться театральным искусством и даже посещал драматический кружок при Доме пионеров. Это увлечение настолько понравилось будущему актеру, что о другой профессии он уже просто не мог мечтать. По воспоминания самого актера, в детском возрасте он вместе с друзьями дал обет о том, чтобы служить всю свою жизнь кино и театру. Эта клятва была скреплена кровью. И известный всему миру актер смог ее сдержать.
После окончания школы Олег Ефремов отправляется поступать во МХАТ. Экзамены он сдал с первого раза, хотя поступить было очень сложно. Все его друзья провалили экзамен. Повезло актеру и с курсом, который вели знаменитые актеры и режиссер Михаил Кедров и Василий Топорков. Тогда ему настолько понравилось учение Станиславского, что он в него не только влюбился, но и поклялся верности вместе со своими сокурсниками.
Детство
Олег появился на свет в Москве 1 октября 1927 года. Семья проживала в большой коммунальной квартире на Арбате.
Детские годы Олега прошли в знаменитых арбатских переулках и двориках, где сушили белье на веревках, а с утра ходили точильщики ножей и старьевщики. Дни напролет он проводил с лучшими друзьями – Сашей Калужским (внуком знаменитого советского актера Василия Лужского) и Сергеем Шиловским (приемным сыном писателя Михаила Булгакова). Но тогда Олег не особо интересовался своими взрослыми соседями и только спустя много лет понял, рядом с какими великими личностями проходило его детство.
Мама Олега, Анна Дмитриевна, была красивой, полной и очень доброй женщиной. Замечательная хозяйка, содержавшая дом в абсолютной чистоте и порядке. Она прекрасно готовила, и Олег частенько приводил домой друзей пообедать. Анна Дмитриевна была главой семьи, все держалось на ней.
Отец, Николай Иванович, был человеком немногословным, сдержанным и тихим. Очень интеллигентный мужчина, с глубоким умом и тонким чувством юмора. Олег отца обожал, многое перенял от него.
Карьера
1955 году он пробует сам поставить на сцене театра комедию «Димка — невидимка», которая представляла собой литературно – музыкальную композицию. Его дебют прошел довольно успешно. Олегу Ефремову даже предложили поработать в школе – студии МХАТ, где он и сам ранее обучался, преподавателем. Его студенты позднее будут выступать на сцене театра «Современник».
Судьба знаменитого актера Олега Ефремова тесно связана с театром «Современник», где он был не только режиссером, но и актером. В 1970 году поступило предложение из МХАТа, о котором он когда – то мечтал. К сожалению, работа в этом театре оказалась не такой, о которой он когда-то мечтал, да и труппа, которую он собрал в «Современнике», кроме Евгения Евстигнева, отказалась последовать за ним.
Конечно же, Ефремову пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить славное имя этого театра, да и бывшие его коллеги по работе вскоре потянулись к нему. Так актеров во МХАТе стало много, а ролей на всех не хватало. Было решено разделить этот театр. Одну из этих половинок и возглавил Олег Ефремов.
Внуки
Дочь Ирины Мазурук — Анастасия — выбрала профессию, связанную с театром. Она работает театральным критиком в СТД и является помощницей А. Калягина. В течение 16 лет Анастасия Олеговна была замужем за Андреем Нестеровым. В этом браке у нее родилось трое детей. К сожалению, старший сын Олег погиб в 21 год. Дочь Ольга продолжила традиции актерской династии знаменитого деда. На данный момент фильмография Ольги Ефремовой насчитывает более 2-х десятков ролей. У Ирины Мазурук есть еще один внук — Викентий Нестеров 1994 года рождения.
Теперь вы знаете, кто такая Ирина Мазурук. Личная жизнь этой женщины с непростой судьбой вам также известна. Остается только пожалеть, что она прожила короткую жизнь и не смогла в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
Фильмы
Кинематографическая карьера в биографии известного актер театра началась в 1955 году, сыграв свою первую роль в киноленте «Первый эшелон». Ефремов настолько сильно погружался в роль, что режиссеры постоянно ему предлагали работу, поэтому и фильмы с его участием выходили практически каждый год.
Будучи основателем и худ-руком «Современника», Олег Ефремов и сам выходил на сцену. На его попечении были постановки, молодые актеры, репертуар. Несмотря на плотный график, актер успевал сниматься. Каждую роль Ефремову удавалось сделать запоминающейся, даже если на экране он появлялся в эпизоде. Чего стоит один только таксист Саша из картины «Три тополя на Плющихе». Его взгляд, устремленный куда-то вдаль, пока героиня Татьяны Дорониной исполняет знаменитую песню «Нежность», достоин «Оскара». Но Ефремов получил гораздо больше, чем статуэтки и награды: ему досталась огромная зрительская любовь.
Фото Олега Ефремова
Фото молодого Олега Николаевича
На фото Олег Николаевич со своей супругой Аллой Покровской
Александр Митта учит Ефремова чистить раков. Съёмки фильма «Гори, гори моя звезда. Архивные кадры. 1969 год.
Олег Ефремов: фото в старости
Памятник великого актёра
Ефремов. Одно из последних фото.
Режиссер МХАТа
Когда он предложил своей труппе перейти в новый театр вместе с ним, согласился только Евгений Евстигнеев. Чуть позже удалось переманить Иннокентия Смоктуновского, Татьяну Доронину, Александра Калягина. Вместе с ними играли и начинающие артисты. В конце концов, труппа разрослась почти до двухсот человек. Задействовать такое количество артистов было невозможно. В итоге в постановках участвовала лишь пара десятков, остальные сидели без работы.
Ефремов чувствовал себя будто в террариуме. Столько ссор и склок он никогда еще в своей жизни не встречал. На собраниях и репетициях режиссер, бывало, выкуривал по несколько пачек сигарет. Все от волнения…
В конце концов, в 1987 году ему пришлось принять непростое решение — разделить театр на две части. Многие обвиняли руководителя в том, что он забрал себе все театральные «сливки» — лучший состав труппы. Негласно МХАТ раскололся на «мужскую» и «женскую» половины. Во главе первой встал Олег Ефремов, а во главе второй оказалась Татьяна Доронина.
«Ефремовский» театр, получивший название МХТ им. А.П. Чехова, был сразу обласкан публикой, тогда как «Доронинскому» приходилось непросто. Между двумя актерами, которые давно и тепло дружили, на долгие годы пробежала черная кошка…
Ирина Мазурук и Олег Ефремов
Совсем юной девушкой Ира вышла замуж. Однако брак практически сразу распался. Тогда подруга Ирины — Галина Волчек — познакомила ее со своим бывшим поклонником О. Ефремовым, с которым они вместе работали в «Студии молодых актеров». Олег Николаевич был старше 19-летней Мазурук на 9 лет. Кроме того, на тот момент Ефремов был все еще официально женат на бывшей сокурснице Лилии Михайловне Толмачевой. Несмотря на эти обстоятельства, он сделал Ирине предложение и молодые отгуляли пышную по тем временам свадьбу в известном московском заведении «Коктейль-холл».
Так как Ефремов жил в коммуналке, он переехал к родителям Мазурук в Лаврушинском переулке. Хотя он развелся с Толмачевой, в ЗАГСе с Ириной они так и не побывали. Поэтому, когда в 1957 году у них родилась дочь Анастасия, в ее метрике в графе отцовства был поставлен прочерк. Кстати, надо сказать, что весть о том, что он станет отцом, Ефремов встретил в штыки и стал требовать, чтобы Ирина сделала аборт. Пойти на это Мазурук не могла. В период первого брака у нее уже была внематочная беременность. Тогда врачи сказали, что если она избавится от ребенка, никогда не сможет стать матерью.
Личная жизнь
Со второй, гражданской женой Ириной Мазурук, Ефремов прожил три года, в этом союзе родилась дочь Анастасия. Расставание с ним далось Ирине непросто: когда Олег ушел, женщина перерезала себе вены на запястьях и шее. Всю оставшуюся жизнь она ходила с браслетами на руках и в одежде с высокими воротниками.
Простила ли его Анастасия? Мало того, что он бросил их с мамой: когда та сгорела от рака, не приехал даже на похороны! И на рождение внучки отреагировал равнодушно. Зачем-то делился с дочерью подробностями своих романов…
Третья супруга, Алла Покровская, продержалась дольше прежних жен. Много лет она закрывала глаза на измены мужа, занималась воспитанием их сына Миши. Но и ее терпению однажды пришел конец…
А что же увлечения на стороне? Их было немало! Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Ирина Мирошниченко, Людмила Максакова… В этот список попала даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Поговаривали, что для нее любовь оказалась без взаимности. Но в подробности не вдавались: все же о романе с «железной леди советской культуры судачить было небезопасно.
Пожалуй, самой долгой и трагичной оказалась связь Олега Ефремова с актрисой Ниной Дорошиной. Они познакомились еще в 1955 году на съемках фильма «Первый эшелон». Роман длился не одно десятилетие, то прерываясь, то вспыхивая вновь. Назло любовнику Дорошина даже вышла замуж — за актера Олега Даля. На свадьбу явился Ефремов и позволил себе гнусную выходку. Усадив невесту себе на колени, он с ухмылкой произнес: «А любишь ты, лапуля, все равно меня одного».
Говорят, после этого Нина с Олегом уединились на полчаса. Несчастный Даль был вне себя от гнева. Но… он любил, а потому на все закрыл глаза и все простил. Впрочем, этот брак был обречен. Как и отношения Дорошиной с Ефремовым.
Когда Олега Николаевича однажды спросили, почему он так и не позвал актрису замуж, тот ответил: «Жена должна быть тылом. А эта так и будет кокетничать».
Олег Николаевич Ефремов любил не только кино и театр: страстью его жизни были женщины. В итоге на склоне лет Ефремов остался один. «С папой не могло быть идеального брака ни у кого, — говорила Анастасия. Потому что любая женщина достойна хоть какого-то, но внимания». Он и по жизни был одиночкой. По словам близких, даже находясь рядом с ними, Олег Николаевич всегда был сам по себе. Обидно!
Самое интересное
Поклонница Джоли сделала множество операций, желая походить на актрису (15.12.2017) ТОП-9 голливудских актрис с нестандартной внешностью (10.01.2018)
Возлюбленная актера была старше его самого на целых десять лет, а также состояла в официальных отношениях с другим актером. Сердцу не прикажешь, но эта любовная история так и не нашла своего продолжения.
Болезнь
Чтобы вернуться к привычному ритму жизни, он обратился к знаменитому доктору Константину Павловичу Бутейко. Тот настаивал: Ефремову следует забыть про сигареты и меньше работать. Режиссер негодовал: «Но я не могу все бросить! Я только начал репетиции новой постановки!» Сопротивлялся, как мог, и, в конце концов, профессор перестал с ним спорить и лишь грустно вздохнул: «Смотрите, потом будет поздно…»
Ни одного курса лечения Олег Николаевич не довел до конца. Едва ему становилось лучше, он тут же переставал пить таблетки и отказывался от уколов. Неудивительно, что вскоре он уже не мог существовать без кислородного аппарата. В среднем пользоваться агрегатом приходилось по 15 часов в сутки, с перерывами. В ноздрях Ефремова крепились две трубки из тяжелого баллона. Он ворчал, злился, но деваться было некуда. Друзьям часто признавался: «Я все бы вынес! Пускай бы болели сердце, почки, любые органы! Но я дышать не могу…» И продолжал много курить…
В театре знали, что Ефремов тяжело болен. Кто-то жалел его, кто-то предпочитал не смущать своим сочувствием. Сам он старался не смотреть коллегам в глаза, боясь увидеть в них приговор: многие были уверены, что Олегу Николаевичу осталось недолго.
Он все так же продолжал проводить репетиции, решать рабочие вопросы. Но энтузиазма было все меньше: Ефремов будто чувствовал бесполезность всех своих попыток удержать ускользающую жизнь. «Вот поставлю я сейчас ‘Трех сестер, — рассуждал он, -и опять никто ни черта не поймет».
Его состояние усугубляли и непростые отношения с сыном. Будучи максималистом, начинающий актер Михаил Ефремов не раз заставлял отца краснеть за себя. Олег Николаевич взял сына к себе в театр, а тот, недолго думая, подрался с директором. Причина была веской — юноша узнал, что он разворовывает средства. Но отец поблажки ему не сделал и с позором выгнал из театра. После инцидента Олег Николаевич долгое время не общался с Михаилом, а потом оттаял. Даже звал его обратно, обещая хорошие постановки, но тут отказал худсовет.
Летом 1999 года Олега Ефремова отправили на лечение во Францию. С собой он взял Ветхий Завет, твердо решив прочитать его от корки до корки. Получилось. Но полностью отогнать тревожные мысли Олег Николаевич так и не мог. Однажды ночью ему не спалось. Из соседней палаты вывезли на каталке человека. Он был укрыт простыней. «Вот и меня так однажды повезут», — вырвалось у режиссера.
Впрочем, переживал он зря: терапия дала результаты. Врачи озвучили благоприятный прогноз, и Ефремов вернулся в Россию, исполненный грандиозных планов. Однако судьба вновь поставила подножку: несколько месяцев спустя Олег Николаевич упал у себя дома и сломал руку. А когда его несли на носилках до кареты скорой помощи, никто не догадался укрыть. На улице стоял ноябрь. Много ли надо человеку со слабыми легкими? У Ефремова развилась пневмония.
Словно по кирпичикам стало рушиться и без того хрупкое здоровье. Все чаще беспокоила больная нога — несколько лет назад врачи поставили диагноз тромбоз. Олег Николаевич даже ездил к филиппинским хилерам, которые, как считается, проводят операции без разрезов и инструментов. Местный специалист удивительным образом вынул тромб у русского пациента (чему тот, конечно же, не поверил). Но тогда боли действительно прошли, а сейчас вновь дали о себе знать.
Болело сердце, легкие работали лишь на 20%, упало зрение. На съемках фильма, посвященного 100-летию МХАТа, Ефремов выглядел глубоко больным человеком. Все больше сидел, с трудом передвигался. Снимать старались с одного дубля, чтобы лишний раз не утомлять мэтра.
В последние годы жизни Олега Ефремова старались не тревожить и не говорить ему о смерти близких друзей. Один за другим уходили те, с кем режиссер шел по жизни. Об их кончине он узнавал позднее, долго плакал, причитая: «Куда же они все уходят?..»
30 апреля 2000 года, на Пасху, семья Ефремова собралась за большим столом. Здесь были дети, внуки. Ему так хотелось запечатлеть всех вместе! Было сделано несколько снимков, но пленка почему-то оказалась засвеченной.
Спустя месяц, 23 мая, врач сообщил ему: «Вам осталось жить около полугода». Это же целая вечность! Столько всего можно успеть! Окрыленный Ефремов вновь стал строить планы.
Последний вздох Олега Ефремова
В служебном фойе Московского Художественного театра им. А.П. Чехова рядом с бюстами Станиславского и Немировича-Данченко стоит третий – Олегу Ефремову. Не только в знак благодарности актёру и режиссёру за его заслуги перед театром, но и как дань человеку, который часто говорил: «Всё в жизни имеет смысл только в том случае, если это осветила любовь».
Ещё при жизни его имя было окружено самыми лестными и восторженными эпитетами. Каждый его спектакль и каждая его роль досконально разобраны критиками. Каждый его шаг, как кажется, известен. Тем не менее, он так и остался нерасшифрованной личностью.
Он жил в атмосфере всеобщего обожания, а его артистическая натура всегда требовала новых острых ощущений. Узы брака, обещания – все эти обычные правила обычных людей были не для него. Театр был его единственной страстью и главным делом его жизни. Театралы всей страны считали его почти божеством.
Детство и отрочество Олега Ефремова прошли на Арбате, за исключением нескольких лет, проведённых в Воркуте, куда командировали его отца. Об этом отрезке жизни Ефремова известно из рассказов, сильно мифологизированных, в том числе им самим. Почему-то принято и закрепилось, будто отец Олега Ефремова работал в одном из лагерей ГУЛАГа. На самом деле, Николай Иванович Ефремов трудился бухгалтером на строительстве дороги. Но прокладывали её действительно заключённые.
В школу-студию МХАТ Олег Ефремов поступил в 1945 году, выдержав конкурс 500 человек на место. Когда после окончания театральной школы-студии его не примут во МХАТ, он скажет: «Ничего, я ещё въеду туда на белом коне». Так и случится. Но гораздо позже. Сначала был Центральный детский театр, после – «Современник».
Со времён Станиславского и Немировича-Данченко в стране не было случая, чтобы театр создавали молодые актёры и режиссёры. Олегу Ефремову было тридцать, когда он смог сплотить вокруг себя талантливую молодёжь. «Современник» был единственным театром в стране, запись на предварительную продажу билетов в который происходила ночью.
Он не только ставил спектакли, но и сам исполнял в них роли. Однажды несчастье случилось с ним прямо на сцене. Ефремов упал и сломал ребро. Острым концом кость повредила лёгкое. Артист быстро поправился, но травма не прошла для него бесследно. Этот случай сыграет роковую роль в дальнейшем… Но впереди Олега Ефремова будут ожидать годы плодотворного труда.
Реформатор по натуре, во МХАТ в 1970-м году он пришёл всколыхнуть болото, в которое превратился некогда передовой театр и столкнулся с противостоянием — старая гвардия актёров ополчилась на него. Годы работы во МХАТе были наполнены для Ефремова борьбой, которая не имела отношения к искусству.
Самым сложным был 1987 год, когда МХАТ вынужденно был разделён на две труппы и часть актёров, которых Олег Ефремов считал друзьями и единомышленниками, не пошла за ним… И тем не менее, этому театру Олег Николаевич отдал последние силы.
В начале 90-х Ефремов стал плохо себя чувствовать. У него обострилась травма, которую он получил в молодости, когда сломанное ребро повредило лёгкое. Стала развиваться тяжёлая болезнь. Обследование выявило рак лёгких – один из самых серьёзных раков, который хуже всего поддаётся лечению. Основной причиной развития рака лёгких врачи считают курение. Более 50 лет назад, в 1954 году, в докладе учёных медицинской службы по вопросам курения и здоровья были озвучены факты о том, что риск курильщиков заболеть раком лёгких в 10 раз выше, чем некурящих.
Почему курение вызывает рак лёгких? При сгорании табака образуются канцерогены, среди которых — полициклические углеводороды, оказывающие непосредственное влияние на слизистую оболочку бронхов и вызывающие мутации в клетках, приводящих к возникновению рака лёгких.
Рак лёгких коварен тем, что долгое время не даёт о себе знать. На ранних стадиях рак лёгкого выявляется только у 30% больных.
Первый признак, позволяющий предположить рак лёгких – кашель с кровавой мокротой. Если опухоль находится в верхней части лёгкого, то она раздражает плечевое сплетение и могут появиться боли в плече, отдающие в руку.
Рак лёгких диагностируется при помощи рентгена, компьютерной томографии и позитронно-эмиссионной томографии. Но, как правило, при подозрении на рак лёгких диагностика проводится в комплексе и включает как современные методы визуализации, так и бронхоскопию, морфологические и цитологические исследования.
Ефремов был прооперирован. Но городской воздух и постоянное курение ухудшали его состояние.
Иногда он приезжал на свою дачу, но тут же снова стремился в город, спешил на свою любимую работу. Скоро Ефремов уже с большим трудом передвигался и репетиции стали происходить у него дома.
Олег Ефремов ушёл 24 мая 2000 года. В этот тёплый весенний день он просто вздохнул и жизнь покинула его…
Для него не существовало маленьких ролей. Ко всему, что делал, Олег Николаевич относился крайне серьёзно. В 1965 году он на 30 секунд появился в фильме «Звонят, откройте дверь». Александр Митта, режиссёр картины, не мог найти актёра, который бы сделал этот эпизод ярким. Ефремов согласился сыграть эту короткую роль. Он умел создавать огромную человеческую судьбу и на крошечном пространстве…
Олег Ефремов открыл миру какую-то свою «правду». После него жить и играть по-другому уже невозможно… Только со всей страстью, только с полным самопожертвованием.
Смерть
Похоронить Олега Ефремова сразу не получилось — труппа его театра была на гастролях на Тайване. Коллеги хотели присутствовать на прощании и просили подождать. 31 мая 2000 года к зданию театра в Камергерском переулке было не подойти из-за моря цветов. Тысячи поклонников пришли проводить в последний путь своего кумира. А вместе с ними — Сергей Юрский, Елена Коренева, Виталий Соломин, Юрий Любимов, приехал даже президент Владимир Путин.
Когда гроб вынесли из театра, чтобы везти на Новодевичье кладбище, небо внезапно затянулось свинцово-серыми тучами. В ту же минуту послышались раскаты грома, начался проливной дождь…
Спустя два года, желая отпраздновать день рождения режиссера, Галина Волчек устроила в театре небольшое торжество для своих. Гости были поражены: весь вечер над сценой, где выступали артисты, летала удивительной красоты бабочка.
Позже кто-то из присутствовавших поинтересовался у энтомолога: неужели бабочек можно увидеть в октябре? Тот заверил, что это маловероятно. Тем более под жаром софитов она бы наверняка погибла. Может, душа Олега Николаевича заглянула на огонек?..