Биография
Петр Николаевич Мамонов – музыкант, известный широкому кругу поклонников рок-музыки по творчеству культовой группы «Звуки Му». Кроме того, Петр Мамонов завоевал любовь зрителей как актер, исполнивший драматические роли в ряде серьезных философских картин, поэт и артист моноспектаклей.
Петр Мамонов родился в апреле 1951 года в интеллигентной московской семье. Детство Мамонова было бурным. С юных лет Петр зарекомендовал себя отъявленным бунтарем. Мальчика отчислили из двух школ за то, что Петр «устраивал цирк». Например, из одного учебного заведения Петра отправили после устроенного в кабинете химии взрыва.
Музыкант и актер Петр Мамонов
Тяга к творчеству у Мамонова наблюдалась с юных лет. Известно, что в старших классах он организовал дворовой ансамбль, который перепевал хиты «Битлз», «Роллинг Стоунз» и других культовых групп. К тому же парень прекрасно танцевал твист и рок-н-ролл. Благодаря родственнику, который был переводчиком у Леонида Брежнева, Мамонов имел возможность познакомиться с западной музыкой.
Ближе всего ему было творчество представителей «черной» Америки, таких как Рэй Чарльз, Айк Тернер и Майлс Дейвис. Как позже отметил один из друзей музыканта, именно негритянская музыка стала фундаментом для той «животной, буреломной русской дикости», которая проявилась в творчестве рок-музыканта.
Петр Мамонов в молодости
По окончании школы Петр Мамонов продолжил обучение в столичном полиграфическом техникуме. А в 1979-ом, окончив его, поступил в полиграфический институт. Мамонов владеет английским и норвежским языками. Известно, что его переводы публиковались в разных изданиях.
После института музыкант работал в типографии, но потом места работы сменялись одно за другим. Грузчик, лифтер и даже банщик. Мамонов испробовал все.
Актерская карьера
Привлекательным для себя Петр в 90-х годах обнаружил актерское искусство как театральное, так и кинематографию. Хотя у него уже имелся определенный опыт, ведь еще в 1988 году он был задействован в съемках нашумевшего в свое время фильма «Игла». Сыгранный Мамоновым поставщик наркотических средств запомнился зрителям, притом, что это была роль второго плана.
Во второй своей ленте Петру была предложена уже главная роль в драме «Такси-блюз», где он играет спившегося талантливого саксофониста, который своему новому другу приносит много разных неприятностей.
Затем он уезжает в США, чтобы выступать там, и в СССР возвращается уже знаменитым и богатым. Однако после двух приступов белой горячки его доставляют в больницу, но заканчивается все хорошо, в Нью-Йорке он записывает свой второй альбом.
На третью роль в кинематографе Мамонов, будучи на тот момент уже человеком богобоязненным, спрашивал разрешения у своего духовника. Он сомневался, в том может ли он играть святого (вообще-то не совсем святого, так как по сюжету фильма на старце лежит страшный грех убийства, совершенного им еще в годы войны), когда сам не мог быть примером для подражания из-за множества собственных грехов и пороков. Благословение все же получил. Признавался позже, что трудной была работа на ветрах.
Открытием для Петра стало то, что, оказывается, в древнеславянском языке нет ни одного ругательного или хулительного слова. Как он позже признавался, сыгранные им роли, особенно старца-целителя Анатолия в фильме «Остров», всегда обозначали перемены в его внутренней жизни . Не отличающаяся зрелищностью лента, тем не менее, имела в прокате большой успех. Актер переживал за то, чтобы картина не стала православной агиткой. Проповедование должно быть ненавязчивым, иначе оно не затронет душу человека и будет отвергнуто.
Фильм удостоился множества наград и премий. Петр Мамонов стал на порядок более известный и знаменитый, чем когда он был на пике славы с музыкальной группой «Звуки Му». К нему в деревню (а в этот момент – 2006 год, он уже жил отшельником) потянулись сирые и убогие, думая, что он их исцелит.
Лишенный всякого пафоса артист на церемонию награждения пришел в поношенной кофте и потертых джинсах. В его речи благодарности было мало, а в основном звучала из его уст острая критика. Даже Путина он назвал хлюпеньким. Перепуганный «Первый канал» только пятую часть выступления Мамонова показал в своем эфире.
В исторической кинокартине «Царь» Петр сыграл Ивана Грозного. Об этой своей работе артист высказался объективно, давая понять, что образ русского монарха у него откровенно не вышел. Всесильный, наводящий ужас самодержец слишком неподъемной ношей оказался. Мамонов признает свои неудачи и ошибки, что характеризует его как сильного человека.
Сегодня Петр Николаевич регулярно дает интервью, в которых любит пофилософствовать на разные темы. Продолжает заниматься музыкальным творчеством и давать концерты. Младший сын Иван, который работает оператором, наснимал 450 часов видео материалов с различных музыкальных выступлений своего незаурядного отца.
К кино он сейчас относится как к чистому развлечению. И хотя его очень возмущают «голые жопы на экране», но противостоять подобному явлению необходимо своей жизнью, а не разрушением и запрещением подобного. Ведь погром это не христианский акт, и лишь добром можно победить зло.
Свое нынешнее состояние души Мамонов отображает в авторских спектаклях, последний из которых имеет название «Как я читал Святого Исаака Сирина». И хотя данная постановка, как и все творчество Петра всегда вызывает полярные реакции, его это не сильно волнует. Мамонов думает только о том, чтобы донести свои идеи до зрителя и надеется, что это поможет изменить мир к лучшему.
Личная жизнь
В этом плане все у Петра хорошо. Он не ходок, грудь чужой женщины его не интересует. Для него семья – малая церковь. Любимая жена, замечательные дети, прекрасные родители. Взаимная у него любовь со всеми.
Нет над ним никаких начальников, он свободен в творчестве, полностью независим, может заниматься, чем душа пожелает. И когда все классно – это тревожный звоночек. Незачем жить, не к чему стремиться.
С женой
Мамонов принимает решение уехать подальше от мегаполиса и поселиться где-то на берегу живописной речки, зеленого леса, широких полей среди неописуемых природных красот. Петр Николаевич считает, что в деревне жизнь очень близка к подлинной жизни, задуманной Господом.
Это значит, что хлеб свой будешь есть в поте лица. Поэтому и выбрал местом своего обитания деревню Ефаново Верейского района Московской области в 200 км от столицы.
Газа нет, солярка стоит дорого, поэтому затворник пользуется ею редко, так как видит, что деньги в трубу летят. Поэтому Петр утром встает, молится, пьет кофе и бензопилой пилит трухлявую сосну, а потом топором накалывает дров.
Чтобы вся комната не была в дыму при растапливании печи, хозяин поджигает кору для тяги. Через полчаса становится немного теплее. Считает, что строить нужно так, как будто будешь жить вечно, а относиться к этому – как будто умрешь сегодня вечером.
У него в подвале есть своя студия, где он сочиняет собственную музыку, делает радиопередачи. Интернетом не пользуется, музыку в наушниках не слушает. Философия Мамонова проста. Все его вопросы, идеи и желания сводятся к единому Богу.
«Всевышний – нам отец и хочет, чтобы мы любили его и друг друга». Вообще же любая беседа с Петром сводится к ключевой для него теме – «как прийти к Богу».
Проживая в провинции, Мамонов не считает, что все кругом плохо, все воруют и нужно заглушать депрессию алкоголем. Хотя сам он, когда то тоже был горьким беспробудным пьяницей, и песню соответствующую сочинил, где есть такие слова: «Бутылка водки, ты была так нежна».
Все у рок-музыканта в каком-то гиперболизированном виде. Признается в том, что возможно он пятьсот своих лучших произведений втоптал в пьянку.
Мамонов часто думает о смерти, а также о том, чтобы после его кончины не осталось никакой гадости.
Музыка
Где-то с 1980 года Петр Мамонов начал писать песни. Стихи он сочинял задолго до этого. В 1983-м Мамонов создал свой музыкальный коллектив. Это и была знаменитая рок-группа под названием «Звуки Му».
Рок-группа «Звуки Му»
Сначала группа выступала лишь на квартирных концертах. Музыканты познакомились с другими исполнителями, впоследствии ставшими культовыми российскими рок-группами. «Браво», «Аквариум», «Кино» и другие играли и пели на одной «волне». Эти «сольники» наращивали популярность и начали приносить исполнителям доход. «Звуки Му» с их экстравагантным вокалистом Петром Мамоновым быстро приобретали известность у определенной категории слушателей.
Первое выступление коллектива перед большой аудиторией состоялось в 1984 году. Петр Мамонов с коллективом дал концерт в большом актовом зале одной из московских спецшкол. На концерт пришло немалое количество представителей столичного андеграунда.
Близкий друг Мамонова Артем Троицкий позже написал, что музыкант представлял в своих выступлениях себя самого, но в сильно гиперболизированном виде. Получилась «гремучая смесь» «уличного шута, галантного подонка и беспамятно-горького пьяницы».
В 1988 году в Лондоне вышел дебютный альбом под названием «Zvuki Mu». Его издателем стал английский продюсер Брайан Эно. Петра Мамонова и его коллектив «накрыло» волной успеха. Группа отправилась в большой гастрольный тур по странам Европы. Дважды колесила по Америке. Но по возвращении из гастролей музыканты, записав альбом под названием «Транснадежность», не сумели продемонстрировать такого же качества и разошлись.
На родине коллектив издал почти 2 десятка пластинок. После того, как группа прекратила существование, началась самостоятельная творческая биография Петра Мамонова.
Петр Мамонов на сцене
Возвращение. Остров
На экраны Петр Мамонов вернулся не таким, каким его знали до этого. В 2005-м году он снялся в картине «Пыль» молодого режиссера Сергея Лобана. Ленту снимали на цифровую камеру, бюджета, как такового, не было, а Мамонов был единственным профессионалом в кадре.
В 2006-м году Петр сыграл в драме «Остров», принесшей ему очередной успех. Он получил главную роль – старца Анатолия, который искупает страшный грех. После того, как Мамонову предложили работу, он тут же обратился к своему духовному отцу с вопросом: можно ли играть практически святого, если сам он таковым не является. Батюшка ответил: «Это ваша работа, так что вперёд!».
Многим кажется, что эта работа автобиографична, и актер сыграл самого себя. Сам он говорит, что все его роли обозначают перемены в его внутренней жизни.
Картину «Остров» высоко оценили и зрители, и критики. Фильм со скромным бюджетом и без спецэффектов собрал в прокате более 2 000 000 долларов. Рейтинги у него были почти такие же, как у новогоднего поздравления главы государства.
«Остров» стал абсолютным рекордсменом за всю историю «Ники». В 2007-м году премия праздновала двадцатилетний юбилей, и Петр Мамонов стал ее лауреатом в категории «Лучшая мужская роль». Там же «Остров» признали фильмом года. В итоге лента набрала шесть «Ник». А кроме этого, в копилке авторов картины оказалось несколько других престижных премий: «Белый слон», «Золотой орел» и премия фестиваля «Московская премьера».
Сам актер к таким премиям относится спокойно. На церемонии награждения он приходит в потертых джинсах и поношенной кофте. А в благодарственной речи благодарит людей и Бога.
«Я просто доволен, что появился такой чистый и простой фильм. И не нужно пафоса, надо быть проще». Актер признается, что «Остров» оказался очень удачной работой, которой он не стыдится. «Во время съемок по ночам думал и плакал. Я посмотрел картину девять раз, и с каждым разом она нравилась мне все больше».
В 2012-м году на экраны вышла музыкальная артхаус-комедия «Шапито-шоу», где Мамонов сыграл одну из главных ролей. Этот фильм тоже снискал множество наград, а на «Нику» был номинирован в пяти номинациях.
Фильмы
В начале 1990-ых Петр Мамонов порадовал поклонников своим появлением в новой ипостаси. Он начал ставить спектакли. На сцене Театра имени Константина Станиславского зрители увидели его постановки «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе», «Полковнику никто не пишет». Эти спектакли были представлены и на международных фестивалях в США и Европе.
Петр Мамонов в фильме «Игла»
В 2003 году Петр Мамонов презентовал поклонникам еще одну работу – спектакль «Шоколадный Пушкин». А спустя год были поставлены «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева» и «Балет».
Внес артист собственную лепту и в киноискусство. Кинематографическая биография Петра Мамонова – это несколько картин. Первая, «Игла», вышла в 1988 году. Здесь актеру досталась роль второго плана. А через 2 года на экраны вышел фильм «Такси блюз» о судьбе таксиста и спившегося музыканта. Последнего сыграл Мамонов. Лента получила немалую популярность и приз «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах.
Фильмы, вышедшие несколько позже, такие как «Аnna Karamazoff», «Ноги», «Терра инкогнита», «Время печали не пришло» громкого успеха не получили, но были замечены поклонниками творчества Петра Мамонова.
Петр Мамонов в фильме «Остров»
В 2005 году зрители увидели новый проект под названием «Пыль» Сергея Лобана. Здесь Петр Мамонов не очень похож на себя прежнего. Фильм пронизан глубоким философским смыслом. Он снят на цифровую камеру практически без бюджета.
О Мамонове заговорили снова в 2006 году, когда на экраны вышла картина «Остров». Актер сыграл старца Анатолия, искупающего страшный грех. На момент, когда снимался фильм, Петр Мамонов превратился в отшельника. Музыкант удалился от цивилизации, поселившись в деревне Ефаново в Подмосковье. К такому образу жизни Петра привел поиск смысла жизни. Как признался музыкант: «Кайфы не помогли, я опивался и обкуривался, но пустота оставалась».
Чтобы сняться в «Острове», Мамонов испросил разрешения у духовного отца. Приступил к работе только после благословения. Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше 2 миллионов долларов. Рейтинги фильма оказались заоблачными. Проект «Остров» получил 6 премий «Ника», побив все прежние рекорды. Петр Мамонов в 2007 году стал лауреатом кинофестиваля в категории «Лучшая мужская роль».
Петр Мамонов в фильме «Царь»
Новый виток творчества
Дебют Мамонова в отечественном кино состоялся в 1992 году в картине Павла Лунгина «Такси блюз». Ему досталась главная роль алкоголика-саксофониста, с которой он блестяще справился. Эта кинолента завоевала множество престижных наград на мировых кинофестивалях. Петр был в числе номинантов на лучшую мужскую роль, но приз достался талантливому Иннокентию Смоктуновскому.
В том же году Мамонтов выступил в качестве режиссера следующих спектаклей: «Лысый брюнет», «Полковнику никто не пишет», «Шоколадный Пушкин», «Мыши+Зелененький», которые были поставлены в театре им. Станиславкого. В 1995 году Мамонов принял решение переехать вместе с семьей в глубинку, где с головой ушел в религию.
Возвращение Мамонова в большое кино состоялось в 2006 году. Павел Лунгин вновь позвал своего старого знакомого в свою драматическую картину «Остров». Режиссер предоставил Петру сыграть образ юродивого монаха Анатолия.
Картина имела колоссальный успех, подтвержденный такими кинопремиями, как: «Ника», «Золотой орел», «Своя колея», «Жорж».
Затем Петр сыграл ключевых персонажей в следующих полнометражных лентах: «Царь», «Шапито-шоу», «Игла-ремикс». В 2013 году Мамонов снялся в 10-серийной исторической саге Пепел. История разворачивается в 1938 году на территории СССР, в вагоне поезда, где ехали вор и капитан Красной Армии, решившие поменяться жизнями.
Личная жизнь
Актер и музыкант убежден, что семья – это малая церковь. В ней муж должен быть священником, жена – диаконом, а дети народом божьим. В семейной жизни не должно быть упреков – ведь конфликты уменьшают любовь. Петр Мамонов не раз рассуждал в интервью о религии и о смысле жизни.
Петр Мамонов с женой
Петр Мамонов сейчас
Сегодня Петр Мамонов продолжает привлекать поклонников собственным музыкальным творчеством. Рок-музыкант дает концерты со старыми и новыми песнями, регулярно появляется в телепередачах, где дает интервью как на личные, так и на философские и религиозные темы.
В мае 2020 года Петр Мамонов стал гостем ток-шоу, на котором гости делятся секретами собственной жизни «Наедине со всеми», где рассказал о мотивах, которые заставили музыканта внезапно бросить славу и комфортную жизнь в Москве, удалиться от мира, переехать с женой и детьми в деревню и посвятить жизнь вере.
Фильмография
- 1988 — «Игла»
- 1990 – «Такси-блюз»
- 1991 – «Нога»
- 1991 – «Анна Карамазофф»
- 1994 – «Терра инкогнита»
- 1995 — «Время печали еще не пришло»
- 2002 – «Убойная сила 2»
- 2004 – «Клара, Дора. Бешеные бабки»
- 2005 – «Пыль»
- 2005 – «Случайный взгляд»
- 2006 – «Остров»
- 2009 – «Царь»
- 2010 – «Игла Remix»
- 2011 – «Шапито-шоу»
- 2011 – «Мамон + Лобан»
- 2011 – «Люди Таймыра»
- 2013 – «Пепел»
- 2014 – «Иерей-Сан»
Кино
Впервые на экране Петр Мамонов появился еще в 1988 году. Тогда на волне перестроечного обновления в отечественном кинематографе вышел первый полнометражный фильм Рашида Нугманова «Игла». Там Мамонов сыграл второстепенную роль, но запомнился зрителям. В этом фильме снялся еще один рок-музыкант — Виктор Цой.
В 1990 году на экраны вышла драма Павла Лунгина «Такси блюз», рассказывающая о том, как жизнь свела двоих ни в чем не схожих людей — практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта Селиверстова. Фильм был очень высоко оценен за рубежом. На Каннском кинофестивале он получил Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру.
Вслед за этим вышло еще два фильма с участием Петра Мамонова: драма Рустама Хамдамова «Аnna Karamazoff» (с Жанной Моро в главной роли) и драма Никиты Тягунова «Нога» (по мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера). К сожалению, эти фильмы остались в стороне от широкого зрителя.
Такая же судьба ожидала и другие картины 90-х с участием Петра Мамонова: психологическая драма Янниса Типалдоса «Терра инкогнита» и фильм Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло» (ироническая исповедь или философская притча, где Мамонов сыграл удивительного странника, нарушившего тридцать лет назад патриархальный покой интернациональной деревеньки).
В 2005 году молодой режиссер Сергей Лобан пригласил Петра Мамонова в свою картину «Пыль». Фильм был снят на скромную цифровую камеру, практически без бюджета. Мамонов был единственным актером-профессионалом в фильме.
Цитаты
- «Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос — бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни — любить. Это значит жертвовать, а жертвовать — это отдавать. Схема простейшая. Это не означает — ходить в церковь, ставить свечки и молиться».
- «Видеть хорошее, цепляться за него — единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания. Любовь — это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок — тоже любовь. Любовь — это вымыть посуду вне очереди».
- «Деньги — это хорошо, дело все в мотиве. Вот две женщины моют пол. Одна для того, чтобы 15-го получить зарплату, а вторая, чтобы было чисто. В итоге они обе 15-го получат зарплату. Но одна моет «туда», а вторая мимо».
- «Я однажды вошел в дом, думал — сейчас компьютер включу, а электричества не было. И я оказался в полной темноте. Лягте как-нибудь в темноте, отключите все «пикалки» и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете? Я вообще нормальный парень или так себе?».