Происхождение
Дитрих Марлен появилась на свет в 1901 году, 27 декабря, в городе Шенеберг, в Германии. Ее отец – Луи Эрлих Отто Дитрих – был военным, на момент рождения Марии Магдалены (это настоящее имя актрисы) служил лейтенантом полиции. Мама будущей знаменитости — Вильгельмина Йозефина Фельзинг – воспитывалась в зажиточной семье торговцев-часовщиков. Выходя замуж за обаятельного и красивого, но небогатого Отто в 1898 году, она совершила мезальянс, который шокировал всех ее родных. Однако перед отцом Марлен не могла устоять ни одна женщина. Сначала у супругов появилась старшая дочь, Элизабет, а через год младшая – Мари, будущая голливудская легенда.
Детские годы
Актриса не помнила своего отца. Отто Дитрих скончался, когда Марии Магдалене было всего шесть лет. За год до смерти мужчина оставил семью. Девочка жила вместе с мамой и сестрой очень скромно. Йозефина была очень строгой матерью, никогда ничего не забывала и не прощала. У женщины в родной семье было прозвище «дракон». Однако подвижная, веселая и кокетливая Мари плохо поддавалась дрессировке. Чтобы укротить упрямый нрав своей дочери, в 1907 году Йозефина отправила Дитрих в пансион для девочек в городе Веймаре. Там будущей актрисе привили усидчивость, трудолюбие и основательность. Однако это не изменило романтический склад характера юной Мари. Напротив, она придумала себе новое, более звучное имя, Дитрих Марлен, и решительно настроилась сделать сценическую карьеру.
Становление карьеры
В 1921 году Марлен попыталась стать студенткой Высшей берлинской музыкальной школы по классу скрипки. Однако, несмотря на великолепные рекомендации учителя музыки, профессора Райца, провалила вступительные экзамены. Это не охладило пыл будущей знаменитости. Марлен Дитрих, биография которой описывается в этой статье, решила стать актрисой. Она брала уроки вокала, и все отмечали, что у нее прекрасный голос. Девушка трудилась в кабаре Нельсона Рудольфа, где пела в ревю и танцевала.
С присущим ей упорством Марлен прокладывала себе дорогу в мир большого театра и кино. В 1922 году Дитрих не прошла конкурс в актерскую школу Рейнхардта Макса в Немецком театре. Тогда девушка направилась к Валлети Розе, известной актрисе кабаре. Та, впечатленная вокальными данными Дитрих, направила ее к администратору Рейнхардта, и Марлен взяли в актерскую школу. Параллельно с учебой девушка начинает играть в спектаклях. Неутомимая Дитрих Марлен могла за вечер сыграть пять ролей в разных театрах Берлина. Не забывала она о кинематографе и постоянно ходила на пробы. Правда, больших ролей ей пока не предлагали.
Карьера в Германии
После безуспешной попытки поступить в актерскую школу Марлен посещала частные уроки танцев и вокала. После этого она работала в кабаре танцовщицей и певицей. Зимой 1922 г. Марлен впервые играет в спектакле. Ей досталась небольшая роль в пьесе «Ящик Пандоры».
Благодаря связям дяди Дитрих участвует в кинопробах, и через год впервые снимается в кино. Это был художественный фильм режиссера Георга Якоби «Таковы мужчины». Марлен играла служанку.
Во время съемок фильма «Трагедия любви», в котором актриса исполняла одну из небольших ролей, она познакомилась со своим будущим мужем Рудольфом Зибером. Весной 1923 г. они поженились, а в декабре у них родилась дочь Мария. Через 5 лет после свадьбы супруги расстались.
Звездный час
В 1928 году была выпущена первая пластинка с песнями, которые исполняла Марлен. А через год в судьбе талантливой актрисы случилось великое событие – ее заметил режиссер Джозеф фон Штернберг и пригласил в свой фильм «Голубой ангел» на роль певицы Лолы-Лолы. Этот фильм сформировал личность Дитрих, сделал ее такой, какой ее помнят и любят многочисленные поклонники. Штернберг создал для Марлен провокационный и притягательный образ коварной соблазнительницы. Он придумал костюмы, грим, подобрал свет и декорации, в которых артистка смотрелась словно бриллиант в дорогой оправе. «Голубой ангел» стал кинематографической иконой, пробуждающей в зрителях желания и мечты, а Дитрих Марлен – величайшей немецкой актрисой.
История успеха Марлен Дитрих
Когда режиссер Джозеф фон Штернберг привез 29-летнюю актрису в Голливуд, никто не узнал в этой низенькой полной шатенке звезду ленты «Голубой ангел». Она была ростом 165 см, с плоской грудью, широкими бедрами и задранным носом.
Эта немка никак не вписывалась в голливудские стандарты красоты. Поэтому не вызывала никакого интереса со стороны продюсеров. Впрочем, Штернберг хорошо знал искусство превращения, а в его руках был податливый материал.
Все началось еще в Берлине, когда он заметил девушку на сцене кабаре. В отличие от других актрис, она проявила ледяное безразличие к сидящему в зале голливудскому режиссеру. А затем еще посмела дважды отказать ему поужинать вместе.
До встречи со Штернбергом она уже успела сняться в десяти немых немецких фильмах и получить экстравагантную славу в декадентских кругах Берлина. С самого утра она могла замотаться в боа, нацепить монокль и разгуливать по городу в туфлях на очень высоких каблуках, которые были большим дефицитом.
Ноги были предметом ее гордости еще с юных лет. Ее мать считала тонкие икры и запястья признаками «конюшни». Когда матери показалось, что у маленькой Марии кривые ноги, она заставила дочь два года спать в тяжелых колодках из стали и ходить только в туго зашнурованных высоких ботинках.
Зато впоследствии актриса красовалась лишь в туфлях на высокой шпильке и признавала только такую обувь. Материнское беспокойство о ногах принесло будущей звезде первые заработки. Девушка устроилась в местный театр, на сцене она ложилась на спину и крутила ногами «велосипед».
Попутно она снималась в рекламе нейлоновых колготок и нижнего белья. Впоследствии ее фантастические ноги будут застрахованы на 1 миллион долларов. Ни одна лента с ее участием не будет обходиться без крупных планов ее ног.
Карьера в Голливуде
Успешный «Голубой ангел» привлек внимание американских кинематографистов. В 1930 году, в феврале, Марлен заключила контракт с и уехала покорять Голливуд. Вместе со Штернбергом с 1931 по 1935 год актриса сняла в Америке шесть кинолент, которые навсегда вписали ее имя в историю мирового кино: «Марокко», «Обесчещенная», «Шанхайский экспресс», «Белокурая венера», «Кровавая императрица» и «Дьявол – это женщина». Во всех этих фильмах режиссер мастерски подчеркивал мужское начало артистки. Цилиндр и фрак, в которых Дитрих появилась на экране в своей первой голливудской картине «Марокко», совершили переворот в общественном сознании и модной индустрии того времени. После того как творческий альянс со Штернбергом прекратил свое существование, Марлен продолжала активно сниматься. Однако ее попытки отойти от привычного образа негативно воспринимались критиками.
Военные годы
Марлен Дитрих, фильмы с участием которой не перестают восхищать и завораживать зрителей, наотрез отказалась работать в национал-социалистической Германии. В ответ на заманчивые предложения министра Йозефа Геббельса актриса в 1939 году оформила американское гражданство. Во время войны Марлен на время оставила творческую карьеру и три года выступала с концертами в союзных войсках на территории Франции, Италии и Северной Африки. Условия жизни в походах были очень тяжелыми. Яркие наряды актрисе пришлось сменить на военный мундир, голову иногда приходилось мыть талым снегом, но подобные мелочи не могли остановить целеустремленную женщину. Марлен Дитрих, песни которой воодушевляли и развлекали бойцов на фронте, была несравненной, невероятной, великолепной богиней, спустившейся с голливудского Олимпа, чтобы поддержать простых солдат. За годы военных действий Дитрих приняла участие примерно в пятистах представлениях. За мужество и стойкость, проявленные в годы войны, Марлен награждена во Франции орденами «Офицер Почетного легиона» и «Кавалер Почетного легиона». В Америке актрисе вручили медаль Свободы.
К сожалению, в Германии к военным подвигам актрисы отнеслись негативно. В разоренной стране Марлен Дитрих считали предательницей, перешедшей на сторону врага.
Личная жизнь
Существует множество легенд о личной жизни великой актрисы. Ей приписываются романы с самыми известными мужчинами и женщинами своего времени. Однако постараемся придерживаться фактов. В 1923 году, 17 мая, Марлен вышла замуж за Зибера Рудольфа, администратора кинопроизводства. С ним актриса познакомилась во время работы над фильмом «Трагедия любви». В 1924 году у супружеской пары родилась девочка. Счастливые родители назвали ее Марией. В 1925 году, когда малышка немного подросла, Дитрих снова вернулась к работе. Однако брак великой актрисы быстро дал трещину. Рудольф завел интрижку на стороне. В ответ на это актриса поступила мудро: она не стала разрушать супружеские узы, но прекратила с мужем все личные отношения. Отныне Марлен и Руди (так ласково назвала артистка своего мужа) стали просто близкими друзьями, доверяющими друг другу все сердечные тайны. После этого у женщины было множество романов. Известно, что знаменитый Ремарк и Марлен Дитрих были связаны продолжительными отношениями, которые продлились вплоть до кончины писателя в 1970 году. Самой большой любовью актрисы был Жан Габен, после расставания с которым актриса долго не могла прийти в себя. В разные годы возлюбленными этой роковой женщины были: Орсон Уэллс, Юл Бриннер, Фрэнк Синатра, Берт Бакарак. Фото Марлен Дитрих наглядно демонстрируют загадочный шарм и внешнюю привлекательность великой актрисы. Даже в шестьдесят лет ей удавалось впечатлять мужчин своей неувядаемой молодостью и красотой.
Марлен Дитрих. История немецкой актрисы
24, Январь 2013 20:48 | 18 фото | просмотров 25428
Марлен Дитрих
, урожденная Мария Магдалена Дитрих (27 декабря 1901 — 6 мая 1992) — немецкая и американская актриса и певица, создавшая один из совершенных кинематографических женских образов. Кинематографическая судьба Дитрих во многом определена Джозефом фон Штернбергом. Именно Штернбергу приписывают заслуги по созданию того образа Дитрих, что на протяжении многих лет не теряет своей притягательной силы. Союз Дитрих-Штернберг так же примечателен своей уникальностью, как и более поздний не менее значительный союз Де Ниро-Скорсезе. Дитрих осталась в истории и как популярная певица. Ее жестковатое контральто с выразительным тембром привлекало поклонников во все времена. Биография Родилась 27 декабря 1901 года в берлинском районе Шенеберг в семье офицера полиции Луи Эриха Отто Дитриха и его жены Иоханны Фельзинг. До 1918 года посещала среднюю школу в Берлине. Параллельно училась игре на скрипке у профессора Дессау. В 1919-1921 годах занималась музыкой в Веймаре у профессора Роберта Райца. В Берлине поступила в актерскую школу Макса Рейнхардта. С 1922 года исполняла небольшие роли в различных берлинских театрах; в том же году впервые появилась на экране. В 1924 году вышла замуж, и хотя прожила со своим мужем Рудольфом Зибером всего пять лет, они оставались в браке до его смерти в 1976 году. В декабре 1924 года у них рождается дочь Мария. В 1925 году Марлен возобновила работу в театре и кино. В 1928 году сделала первые записи песен на пластинки вместе с ансамблем ревю «Это витает в воздухе». Год спустя Джозеф фон Штернберг увидел её в ревю «Два галстука» и пригласил на роль Лолы Лолы в фильме «Голубой ангел». В феврале 1930 года Марлен Дитрих подписала контракт с и 1 апреля 1930 года, в день премьеры «Голубого ангела», покинула Берлин. В 1939 году Марлен Дитрих получила американское гражданство. Успех следовал за успехом, и вскоре Марлен стала одной из самых высокооплачиваемых актрис своего времени. С марта 1943 года в течение трех лет выступала с концертами в войсках. После войны ее карьера получила второе дыхание и бурно расцвела в ореоле многочисленных постановок в блестящих театрах, включая выступления на Бродвее. С 1945 года она появлялась в одном-двух фильмах ежегодно. Позже она сравнительно редко играла лишь на театральной сцене. Помимо этого она вела радиопередачи и писала статьи в гламурные журналы. В 1953 году в Лас-Вегасе начала новую успешную карьеру в качестве певицы и конферансье. На экране Марлен Дитрих появлялась все реже. В 1960 году она приехала с гастролями в ФРГ. В 1963 году с огромным успехом прошли концерты в Москве и Ленинграде. В 1979 году произошел несчастный случай — актриса упала на сцене и получила сложный перелом бедра. С карьерой было покончено. Последние 13 лет своей жизни Дитрих провела в своем особняке в Париже, поддерживая связь с внешним миром только с помощью телефона. Ушла из жизни 6 мая 1992 года в своей квартире в Париже — по официальной версии в результате нарушения функции сердца и почек. Существует также неофициальная версия, по которой 4 мая у Марлен случилось кровоизлияние в мозг, и чтобы избежать мучений, она приняла слишком большую дозу снотворного. Личная жизнь . Будучи женой Рудольфа Зибера, Марлен Дитрих заводила любовные романы. Самыми известными любовными отношениями Дитрих были романы с немецким писателем Ремарком и французским актером Габеном. С американским писателем Эрнестом Хемингуэем у Марлен Дитрих была многолетняя переписка, которая была опубликована спустя 15 лет после ее смерти.
Последние годы В 1975 году в результате несчастного случая в Сиднее актриса получила перелом шейки бедра, из-за чего ей пришлось завершить свою карьеру. Спустя год от рака умер её супруг Рудольф Зибер. Последний раз на киноэкранах актриса появилась в эпизодической роли в фильме «Красивый жиголо — бедный жиголо» с Дэвидом Боуи в главной роли, который вышел на экраны в 1978 году. Для этой картины Дитрих также исполнила главную музыкальную тему, и приняла участие в записи саундтрека. В 1979 году в Германии вышла ее книга «Marlene Dietrich ABC», которая сразу же была переведена на несколько языков. Став зависимой от алкоголя и обезболивающих, Марлен Дитрих уединилась в своей квартире в Париже на авеню Монтень, поддерживая связь с внешним миром только посредством телефона. Последние 11 лет своей жизни актриса была прикована к постели, позволяя лишь немногим избранным навещать ее. В 1982 году Дитрих дала согласие Максимилиану Шеллу на создание о ней документального фильма, но при условии, что сама в кадре не появится. В итоге Шелл создал картину «Марлен», представляющую собой аудио-интервью с актрисой, а также содержащую комментарии Дитрих к кинохронике кадров ее жизни и карьеры. Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года в своей квартире в Париже в результате нарушения функции сердца и почек. Прощание с актрисой, состоявшееся в церкви Мадлен, собрало более трёх тысяч ее поклонников. Ее гроб, покрытый американским флагом, был доставлен в Берлин, где актрису похоронили на кладбище Штадттишер Фридхоф III рядом с могилой матери. «Королева мира» — Марлен Дитрих Марлен Дитрих называли «Королевой мира», хотя родилась она в семье прусского полицейского. Но с ролью королевы справлялась безукоризненно. Когда в начале восьмидесятых ее пригласили на прием, устраиваемый в ее честь одной из английских принцесс, Марлен ответила отказом. «Но почему?» — удивились друзья. «Так ведь она всего лишь принцесса. А я — королева. С какой стати я должна к ней идти?» — ответила она. Будущая актриса устроилась в оркестр местного кинотеатра, из которого была вскоре уволена, так как, по мнению дирижера, девушка отвлекала музыкантов своими потрясающими ногами. Ноги Марлен покоряли не только оркестрантов. Вскоре им станет поклоняться весь мир. А пока, устроившись в один из театров, Дитрих выходит на сцену, ложится и делает «велосипед». В свободное от спектаклей время снимается в рекламе колготок. Вокруг Дитрих рождается первый слух — ее ноги застрахованы на 1 миллион марок. Дебют в кино в 1922 году в фильме «Маленький Наполеон» не стал для актрисы судьбоносным. Впрочем, выйдя за год до этого замуж и родив дочь, Дитрих не думала связать с кино свою жизнь. Она знакомится со звездой кабаре Клер Вальдофф, не делавшей секрета из своей любви к женщинам. О Дитрих начинают говорить еще больше. Она открыто вращается в бисексуальных кругах Берлина, на публике появляется во фраке и монокле. Но пока Марлен лишь «одна из». Судьбоносным стала встреча с известным режиссером фон Штернбергом в одном из кафе, в котором Дитрих сидела в перерыве между съемками очередного пустячкового фильма. Штернберг потом напишет, что сразу увидел, как она умна. Редкое качество для актрисы, тем более такой красивой. Они обменялись взглядами, и фон Штернберг пригласил ее поужинать. Дитрих не пришла. Режиссер повторил приглашение. Марлен не появилась в ресторане и на этот раз. Заинтригованный Штернберг, которому до этого никто не смел отказать, лично приехал к актрисе и спросил, в чем дело. «А на предмет чего вы хотите со мной встретиться?» — несколько надменно поинтересовалась она. Это решило все. Режиссер как раз искал исполнительницу на роль в своем новом фильме «Голубой ангел» и решил попробовать Марлен. Такого сногсшибательного успеха, который будет иметь картина во всем мире, не ожидал никто! Штернберг вместе с двадцативосьмилетней Дитрих уезжают в Голливуд, где с нетерпением ожидали появления заморской знаменитости. В Монте-Карло Дитрих был запрещен вход в казино, в Лондоне приходилось переезжать из отеля в отель, администрация которых не решалась поселить у себя актрису, открыто рассказывающую о своих лесбийских увлечениях. В Париже Марлен, расхаживающую в брюках, в любую минуту могла арестовать полиция. Ее первый американский фильм «Марокко» имеет огромную кассу, пластинки с хрипловатым голосом расходятся бешеными тиражами. Марлен покупает себе дом в Голливуде — роскошную виллу, обитую изнутри белым — ее любимым цветом — мехом. Режиссеров и продюсеров она обычно принимает в пеньюаре, «который просвечивал все, кроме амбиций». Отношения актрисы со своим законным мужем были более чем странными. Супруг кинозвезды жил с русской эмигранткой Тамарой Красиной в доме, который для них снимала Марлен. Но зато он взял на себя воспитание дочери. А Дитрих в это время вовсю крутит роман с известным писателем Ремарком, отвлечься от которого ее заставила публикация списка самых популярных и кассовых актрис Голливуда, в котором ей отводилось… 137-е место. Утешение Дитрих ищет в объятиях балерины Веры Зориной, к которой периодически наезжает в гости в Санта-Барбару на своем роскошном «Роллс-Ройсе».
Дитрих не любила рассказывать о себе и почти не давала интервью. Исключением стали лишь последние годы жизни, когда актрисе было нечем платить за квартиру и будучи под угрозой выселения на улицу она за 20 тысяч долларов согласилась ответить на вопросы журнала «Штерн». В семидесятых годах перед концертами Дитрих одна из газет написала, что посещать выступления Дитрих могут только некрофилы. Ее называли «аномальной бабушкой», впервые в истории не побоявшейся выйти на сцену в просвечивающем платье «без верха». А когда прошел слух о ее смерти и Марлен позвонила журналистам и сказала, что жива, один из журналов напечатал на обложке: «Дитрих звонит и предупреждает, что она еще жива». Свои последние годы Марлен доживала в Париже в полном одиночестве. В ее квартире было две «специальные» стены: стена мертвых с фотографиями мужа, друзей, любовников и любовниц и стена наград, на которой Марлен повесила французский орден Почетного легиона, американскую медаль Свободы. Из творческих премий она была только лауреатом «Тони». В мемуарах она пишет, что «в мужчине ей нравится только две вещи — руки и губы. Все остальное — приложение». Среди ее знакомых было много геев, которых она считала «более добрыми и приятными, чем нормальные мужчины». Сама Марлен была человеком без пола — и мужчиной и женщиной одновременно. Тайна смерти Марден Дитрих Смерть Марлен в тот момент не вызвала никаких подозрений. Ей было уже 90 лет, и последние 15 из них она почти безвылазно провела в своей парижской квартире на авеню Монтень. Лишь десять лет спустя Норма Боске, секретарша Дитрих, высказала догадку, что причиной смерти звезды был не инфаркт, а самоубийство. После кровоизлияния в мозг она больше не могла оставаться без постоянного присмотра, денег на сиделку не было, а переезжать в дом престарелых Марлен категорически не хотела. Она приняла смертельную дозу снотворного. Тайна смерти – не единственная загадка в биографии кинозвезды. Некоторые факты ее биографии стали известны только после ее смерти, а некоторые – скрыты до сих пор. В 2007 г. была рассекречена переписка Марлен с Хемингуэем, полные записи интервью, которое она дала Максимилиану Шеллу для его документального фильма, закрыты до 2022 г. Неясности начинаются с ее имени. Вызывавшее восхищение Жана Кокто: «Вначале оно звучит как ласка, а заканчивается как щелканье бича», а на самом деле вполне плебейское. Считается, что это псевдоним, который Мария Магдалена фон Лош, девушка из старинной аристократической семьи взяла, поступая на сцену, по просьбе родственников. Как ни странно, это не так. Марлен Дитрих – настоящее имя. Его она получила – вместе с правильными чертами идеально симметричного лица – от отца, Луиса Эриха Отто Дитриха, красавца прусского офицера. Прелестная белокурая девочка родилась сразу после первого Рождества XX века, 27 декабря1901 г., в берлинском пригороде Шенеберг. Отец ее, воевавший на Дальнем Востоке и даже получивший несколько наград, служил в Шенеберге лейтенантом полиции. Мать, Йозефина Фельзинг, принадлежала к семье богатых берлинских часовщиков и ювелиров, так что брак этот был типичным мезальянсом. Будущую звезду, названную при крещении Марией Магдаленой, в семье звали Леной. Девочке это не нравилось, и она придумала для себя уникальное сочетание – Марлен. Так никого в мире больше не звали – и не будут звать, пока она сама не прославит это имя. В мемуарах Марлен фигура отца возникает как смутная, неуловимая тень. Это и неудивительно – девочка его почти не помнила. Ей не было и шести лет, когда родители расстались. Вскоре лейтенант Дитрих умер – при неизвестных обстоятельствах. Есть версия, что он расшибся, упав с лошади.
Во время Первой мировой войны мать Марлен вышла замуж вторично – за офицера-аристократа Эдуарда фон Лоша, в доме которого она работала экономкой. Венчание происходило прямо в госпитале, где лежал тяжело раненный жених. Блицбрак продолжался ровно неделю. В результате него Йозефина Фельзинг-Дитрих превратилась во фрау фон Лош. Удочерить ее девочек и дать им свою фамилию Эдуард фон Лош при всем желании бы не успел. Воспитывала Марлен и Лизель мать. Домашние прозвали ее «драконом» или «хорошим генералом». Марлен вспоминала: «Моя мать не была доброй, не умела сочувствовать, не умела прощать и была безжалостной и непреклонной. Правила в нашей семье были жесткими, неизменными, непоколебимыми». Главными добродетелями почитались самодисциплина, умение скрывать свои чувства, тонкие лодыжки и прямая спина. Для выработки последних маленькой Марлен туго шнуровали ботинки и отправляли на занятия гимнастикой, где ее подвешивали на подобии пыточного снаряда. В школу девочка пошла рано, училась хорошо, больше всего интересуясь французским языком: она обожала учительницу-француженку. Когда с началом войны учительница исчезла, для Марлен это стало едва ли не большим горем, чем смерть отца. Но самым большим ее увлечением была музыка: Марлен училась играть на скрипке, фортепьяно и лютне, пела и танцевала. Много читала, знала наизусть стихи Гете и Рильке, интересовалась театром и кино. Красивая девочка очень рано начала привлекать взгляды противоположного пола. Ей было всего 16, когда из-за неумеренного внимания к фройляйн Дитрих из школы уволили одного из учителей. Мать решила, что дочь лучше отправить подальше от столичных соблазнов, и в 1919 г. Марлен, не закончив школу, уехала учиться в консерваторию в тихий провинциальный Веймар. Занималась она старательно, хотя, в отличие от матери, не видела себя в будущем профессиональной скрипачкой. На дополнительные уроки скрипки отправлялась в платье из прозрачного шифона. До фрау фон Лош, видимо, дошли слухи о романе дочери с женатым профессором, и в 1921 г. она вернула Марлен домой. Для заработка Марлен устроилась в оркестр студии УФА, аккомпанировавший немым фильмам. Из оркестровой ямы она изучала тонкости киноискусства, интересовавшего ее куда больше, чем музыка. Правда, продлилась эта работа недолго: Марлен была единственной женщиной в оркестре, и остальные музыканты постоянно забывали о профессиональных обязанностях, любуясь ножками фройляйн Дитрих. Спустя год Марлен решила всерьез заняться своей театральной карьерой и отправилась поступать в драматическую школу знаменитого режиссера Макса Рейнхардта. Вот еще один миф: якобы Рейнхардту девушка не понравилась, он даже бросил в нее подушкой во время экзамена, но в школу ее все-таки приняли. На самом деле все было с точностью до наоборот: Рейнхардт на экзаменах никогда не присутствовал и Марлен он впервые увидел только несколько лет спустя, когда она сыграла свою первую большую роль в театре. Экзамен же она провалила: не справилась с монологом из совершенно ей не подходящей «голубой» роли гетевской Маргариты, и в школу ее не взяли. Впрочем, с помощью знакомых Марлен все-таки стала ученицей одного из преподавателей школы. 7 сентября 1922 г. состоялся театральный дебют Марлен – в пьесе Ведекинда «Ящик Пандоры». Тогда же ей удалось – через богатого дядюшку Вилли, брата матери – попасть на пробы в студию УФА и сняться в крохотной роли в фильме «Маленький Наполеон». Кинодебют будущей звезды оказался на редкость неудачным: хорошенькая в жизни, на экране она выглядела полноватой, суетливой, с круглым невыразительным лицом.
Так началась актерская карьера Дитрих. Позднее она предпочтет вообще не вспоминать о работах, предшествовавших знаменитому «Голубому ангелу». У читателя ее мемуаров возникает ощущение, что она сыграла в этом фильме чуть ли не студенткой драматической школы. В действительности за плечами Марлен к тому времени имелся весьма достойный послужной список: 17 ролей в кино и 26 – в театре. Причем на сцене ее занимали в классических постановках: Шекспир, Мольер, Клейст, Шоу. Вот только практически все ее роли были второстепенными, эпизодическими, не замечаемыми ни зрителями, ни критиками. Марлен вспоминала, как для какой-то роли ей выдали странно вышитое платье: вышивка была только на спине. На ее недоуменный вопрос режиссер ответил: «А зачем нужна полная отделка? Ты ведь весь свой эпизод сидишь спиной к публике». Только в 1928 г. на Дитрих обратили внимание после участия в музыкальном ревю «Это носится в воздухе» — она пела «веселый лесбийский дуэт» со знаменитой певицей Марго Лион. 1 апреля 1930 г. с оглушительным успехом прошла премьера фильма, а уже в полночь «Голубой ангел» сел на поезд, чтобы отправиться в Америку. Здесь Марлен ждал второй их совместный со Штернбергом фильм – «Марокко», номинация на «Оскар» и мировая слава. Решение уехать в Штаты было для Марлен не таким уж и легким. В Германии она оставляла семью. В 1922 г., снимаясь в очередной эпизодической роли в фильме «Триумф любви», Марлен познакомилась с ассистентом режиссера Рудольфом Зибером. Обаятельный блондин пользовался не меньшим успехом у женщин, чем Марлен – у мужчин, к тому же он был помолвлен с дочерью режиссера Джо Мая Евой. Марлен это не остановило. Она решила, что «встретила человека, за которого хотела бы выйти замуж». 17 мая 1923 г. Марлен и Руди поженились. 13 декабря 1924 г. у них родилась дочь Мария. А Ева, брошенная невеста, покончила с собой. Про брак Марлен и Руди можно было бы сказать, что они прожили всю жизнь вместе спокойно и счастливо, если бы это счастье не было больше похоже на анекдот. Сексуально-романтические отношения между ними закончились после рождения дочери. Руди большую часть «всей жизни» провел вместе с русской танцовщицей Тамарой Матуль (настоящая ее фамилия была Николаева). Переехав в 1931 г. в Париж, они стали жить вместе, вот только Руди не хотел иметь детей и постоянно заставлял Тамару делать аборты. Возможно поэтому в 50-е, уже в Америке, она попала в психиатрическую лечебницу и там и умерла. Похоронен Руди рядом с ней. Зачастую Марлен встречалась не с одним любовником, а сразу с несколькими. Так, летом 1939 г. она отдыхала на Ривьере с семьей и тогдашним «постоянным поклонником» Ремарком. Днем писатель занимался новой книгой, а по вечерам пил. Марлен же находила утешение в объятиях Джозефа Кеннеди – посла США в Британии, отца будущего президента – и Джо Кастерс, яхтсменки и наследницы нефтяной империи. Кстати, связи Марлен с семейством Кеннеди завершились четверть века спустя, когда, во время визита в Белый дом, звезда (ей было уже за 60) провела полчаса в президентской спальне. По крайней мере, так она об этом рассказывала сама, демонстрируя розовые трусики. В дон-жуанский список Марлен входили не только мужчины, но и женщины. Началось это, похоже, в середине 20-х, когда она играла в музыкальном ревю вместе с известной берлинской певицей и открытой лесбиянкой Клэр Вальдофф. Та обучила Марлен, как правильно пользоваться своими не слишком значительными вокальными данными – и, видимо, еще кое-чему. Приехав в Америку, Дитрих откровенничала: «В Европе никому нет дела, женщина вы или мужчина. Мы ложимся в постель с любым, кто покажется нам привлекательным» и даже: «С женщинами секс гораздо лучше, но не будешь же жить вместе с женщиной». Она то гонялась за юной русской балериной Верой Зориной, то дарила кольца с сапфиром киноактрисе Кэй Фрэнсис. Самый серьезный «женский» роман у Марлен случился со сценаристкой Мерседес д’Акоста. Дитрих жаловалась ей на свое «одиночество» в Голливуде и забрасывала цветами и другими подарками. В Голливуд Марлен прибыла с контрактом, обещавшим, что она будет работать только со Штернбергом. Они сделали вместе семь фильмов, не имевших большого успеха. Последняя картина, «Дьявол – это женщина» была на треть порезана студией «Парамаунт», а затем и вовсе изъята из проката. Штернберга уволили со студии, а Марлен начала сниматься у других режиссеров. Впрочем, и здесь ее ждали неудачи. После трех провалов подряд в 1937 г. Дитрих попала в список, который владельцы кинотеатров назвали «кассовой отравой», тоже вылетела с «Парамаунта» и два года не снималась. С оценкой ее работ Дитрих вообще не везло: шедевры Штернберга и Орсона Уэллса с ее участием зрители принимали прохладно, зато валом валили на второсортные мелодрамы, вроде «Песни песней», «Кисмета» или «Золотых серег». Марлен была настоящей звездой. Она была наделена подлинным магнетизмом, «звездным качеством». Ее партнерша по сцене, Лили Дарвас, вспоминала: «Марлен обладала очень редким даром, даром стоять на сцене неподвижно и в то же время привлекать к себе внимание зрителей. У нее было главное качество звезды: она могла стать великой, ничего особенного не делая».
Последний период жизни
В Сиднее, в 1975 году, в результате несчастного случая Марлен Дитрих получила серьезную травму. Ей пришлось оставить актерскую карьеру. Через год от рака скончался Рудольф Зибер. Последней работой в кино стала для Марлен эпизодическая роль в картине «Прекрасный жиголо – бедный жиголо» вместе с Боуи Дэвидом в 1978 году. После этого актриса навсегда покинула кинематограф и уединилась в своей квартире в Париже, где в течение одиннадцати лет была прикована к постели. Отныне она общалась с внешним миром только по телефону. Незадолго до смерти серьезный удар настиг Марлен Дитрих. Дочь Мария опубликовала скандальные воспоминания о своей знаменитой матери. Позже исследователи легко доказали, что большая часть описанных в книге фактов – чистый вымысел, однако актриса до этого дня уже не дожила. Она скончалась в 1992 году, 6 мая, от продолжительной болезни. Тело Марлен Дитрих покоится на берлинском кладбище рядом с могилой ее мамы.
Последние годы
Из актерских работ более позднего периода успех у зрителей имела детективная лента «Свидетель обвинения», снятая по роману Агаты Кристи. В этом фильме Дитрих последний раз снималась в главной роли. Затем был эпизод в драме «Последний жиголо, бедный жиголо». Здесь Марлен исполнила вокальную партию, после чего больше не снималась в кино.
Карьера Дитрих закончилась после травмы шейки бедра. В старости артистка была прикована к постели и не пускала к себе никого, кроме самых близких людей. Она умерла в Париже в 1992 г., прожив удивительную жизнь. Муж Марлен Дитрих, Рудольф Зибер, умер от рака в 1976 г.