Кого любил Николай Васильевич Гоголь?

Личная жизнь

Николай Гоголь, особый интерес которого вызывает личная жизнь автора бессмертных произведений. Чтобы понять этого талантливого человека, необходимо выяснить, что представляла собой его семья, какие люди окружали его с рождения. У него был очень одаренный отец, который также тяготел к писательской деятельности. Им создано несколько небольших пьес для домашнего театра. Гоголь рано умер, и его уход не мог не повлиять на тогда еще подростка, Николая.

Мать Николая Васильевича была очень необычным человеком, очень впечатлительной и немного экзальтированной. Со стороны матери в родне Гоголя было несколько душевнобольных родственников. Мать заразила сына интересом ко всему необычному и мистическому. В результате и сам Николай Васильевич вырос крайне впечатлительным и мнительным человеком.

Подобные качества не могли не отразиться на его взаимоотношениях с другими людьми, в том числе и женщинами. Всего с именем Николая Гоголя связывают имена 2 дам, одна из которых Александра Осиповна Россет, а другая — Мария Синельникова. Они появлялись в жизни автора в разные ее периоды и в какой-то мере оказали влияние на его творчество.

Все о Гоголе: краткая характеристика наследия и биография писателя

Интерес к персоне Гоголя не утихал с самого начала его творческого пути и до наших дней, а роль творческой деятельности в литературе в целом и русской в частности, неоценима. В одном из писем своему близкому другу Александру Толстому он писал, что стоит быть благодарным судьбе и Богу, что им суждено было родиться русскими. Это показывает, насколько патриотичным он был, как любил свою Родину. Ввиду этого он пытался и разоблачить самые темные стороны ее жизни, стараясь преподнести их в шуточно-саркастичном свете, что ему очень неплохо удавалось. Все жизненные вопросы и проблемы имели для него религиозно-моральный или, если хотите, нравственный смысл.

Важно

В конце своей недолгой жизни, а прожить ему удалось всего сорок три года, Гоголь вдруг проникся православием и значением духовности. Потому и писать стал об ответственном и сознательном отношении к жизни. В 1850 году, незадолго до смерти, он писал свою другу протоиерею Матфею Константиновскому, что современный человек потерял смысл, утратил понимание предназначения и высшей цели. Он желал показать своей «темной братии, живущей в мире», что нельзя играть судьбой, ведь это вовсе не игрушка.

Жизнь и творчество Гоголя всегда было наполнено не только глубокими мыслями о смысле жизни, не чужд он оказался и гениальным лириком, с тонкой душой поэта. Его фольклорные сюжеты и образы зачастую были почерпнуты из народных легенд и сказаний. Они вполне сочетаются с жизненным реализмом его произведений, создавая непревзойденный симбиоз, казалось бы, двух совершенных противоположностей. В конце жизни Николай Васильевич решил, что высшее предназначение любого творчества – привести человека к христианству и понимаю Бога.

Однако при жизни Гоголя в большинстве случаев воспринимали, как умелого юмориста и сатирика, а многое из его творческого наследия было переосмыслено уже после его кончины. Любое литературное течение, возникшее позже, могло по праву приписать его, как собственного предтечу. Потому значение его творений, как вклад в русскую и мировую литературу, просто колоссально. В историю этот человек вошел, как сознательно ответственный за то дело, которое делал.

Детство и юность малороссийского писателя

Все, кто хоть однажды углублялся в биографии известных писателей, точно знают, что настоящая фамилия Гоголя – Яновский. Двадцатого марта 1809 года в церковно-приходской книге деревни Сорочинцы (ныне Великие Сорочинцы), что возле речки со странным названием Псел, на самой границе Миргородского и Полтавского уездов, была сделана запись, что в семействе помещика Василия Афанасьевича Яновского родился мальчик, которого назвали Николаем, в честь знаменитого святого. Происходил его отец из древнего дворянского польского рода, что и было признано по его же прошению в 1820 году.

С матерью Николая Васильевича, Марией Ивановной, в девичестве Косяровской, связана интересная легенда. Как рассказывал его отец, он увидел свою будущую супругу во сне, а потом нашел ее, в возрасте одного года. Тринадцать лет после этого он ждал, пока невеста подрастет и в четырнадцать будет отдан ему в жены. В семействе родилось одиннадцать детей, но многие из них умерли во младенчестве. Многие считают, что детство писателя прошло в традиционном малороссийском быте, но это не совсем соответствует действительности.

Отец Никоши Василий Афанасьевич был человеком особой культурности. Он просто обожал творчество и искусство, сам писал пьесы, рассказы, поэмы и стихи, а потом с удовольствием читал их в собственном импровизированном театре со сцены. Возможно именно сценические потуги отца и сделали из Гоголя именно того человека, коим он и являлся. Он умер в 1825 году, когда мальчику едва исполнилось шестнадцать лет. На то время у него оставалось только три сестрицы Елизавета, Анна и Мария.

Образование и работа: жизнь Гоголя вне родных стен

Когда мальчику Никоше исполнилось десять, родителям пришлось задуматься об образовании. Потому он был доставлен в Полтаву и отдан в руки Гавриила Сорочинского, чтобы тот подготовил его к гимназии. В шестнадцать лет, темным майским деньком 21 числа 1821 года, Николай Васильевич поступил в Гимназию высших наук в Нежине, о чем неоднократно жалел впоследствии, так как подобная наука ему впрок не пошла. Он никогда не был хорошим “студиозом”, потому зачастую был бит розгами, зато природные способности позволяли ему за ночь подготовиться к тестированию и переходить из одного класса в последующий.

Однако с сокурсниками Гоголю точно повезло, ему удалось сойтись с мальчишками, которые станут его друзьями на всю жизнь. Среди них был Нестор Кукольник, Александр Данилевский, Николай Прокопович и другие. Они совместно выписывали журналы и литературные вестники в складчину, вместе устраивали представления, для которых зачастую стихи и пьесы писал сам Николай. Уже на то время он стал задумываться о собственном предназначении и даже в письмах горячо-любимой матери он пишет, что интересы его простираются далеко за пониманием обычных обывателей и даже его приятелей-гимназистов.

Александра Осиповна Россет

Считается, что Гоголь не отличался особой красотой и статью. В первую очередь его внешний вид портил длинный нос и невысокий рост. Также Гоголь имел достаточно своеобразный характер и его некоторые поступки иногда вызывали недоумение у окружающих. Этим можно объяснить тот факт, что классик не пользовался особой популярностью у дам. Но красавица Сашенька, с которой Николая Васильевича познакомили друзья, не могла не привлечь внимание Гоголя. Эта красавица была императорской фрейлиной и находилась в центре светской жизни.

Она была дружна со многими писателями и поэтами. С Николаем Васильевичем у них сложились ровные дружеские отношения. Хотя Александра Осиповна догадывалась о чувствах писателя. И хотя об особой любви к писателю речи не шло, она относилась к нему трогательно и нежно. Перспективы развития этих отношений не было.

В первую очередь помешало положение в обществе Александры Осиповны, которая не могла себе выбрать в мужья человека, более низкого по происхождению. Поэтому ее замужество никого не удивило. Супруг Николай Смирнов был, как и положено, богатым и достаточно влиятельным чиновником. Замуж она вышла за представителя своего круга, а не нищего писателя. Мечты о семейной жизни были бы пустыми.

image
image
image

Гладиаторские бои в Древнем Риме: эпоха Республики

Пытаюсь ставить сызнова. И первый акт

Понравился; внезапно слух разносится,

Что будут гладиаторы; народ бежит,

Шумят, кричат, дерутся за места вокруг.

(Теренций. Свекровь)

Предположительно, римляне заимствовали идею гладиаторских боев у своих соседей этрусков или самнитов. У италийских народов были обычаи приносить в жертву пленников на похоронах знатных граждан и полководцев, но эти народы заставили обреченных сражаться.

Первые гладиаторские игры состоялись в Риме в 264 году до н. э. Их организовали сыновья Юния Брута Перы на похоронах отца. В этих первых засвидетельствованных источниках гладиаторских боях приняли участие три пары бойцов.

Следующие засвидетельствованные в источниках игры состоялись еще через 49 лет — в 215 году до н. э. на похоронах Эмилия Лепида. Игры продолжались три дня, и в них приняли участие 22 пары поединщиков. Следующие известные гладиаторские бои состоялись еще через 15 лет (в 200 году до н. э.). Их устроителями были сыновья Марка Валерия Левина, героя войн с Македонией и Карфагеном. На играх в честь Левина сражались уже 25 пар бойцов.

Следующие гладиаторские бои состоялись в 183 году до н. э. в память понтифика Публия Лициния Красса. Они показывают рост интереса к поединкам гладиаторов и стремление римлян затмить предшественников — наследники Красса выставили 60 пар поединщиков. Упомянутые выше гладиаторские бои могли быть не единственными: более скромные игры остались вне поля зрения античных писателей.

image

Мозаика с разными типами гладиаторов в Северной Африке. Источник: Wikimedia.Commons

К середине II века до н. э. организация гладиаторских боев стала стоить намного дороже. Возможно, поэтому на играх в память Тита Квинкция Фламинина в 174 году до н. э. было выставлено только 37 пар гладиаторов. Поединки гладиаторов стали не только частью ритуала на похоронах римлянина, но и любимым зрелищем горожан. Сохранилась история, как зрители дружно ушли с пьесы Теренция, услышав, что скоро неподалеку начнутся гладиаторские бои.

В завещаниях римские граждане давали указания о проведении в их память гладиаторских боев. Поединки проходили не только на форумах и в театрах, но и на пирах. Организатор пира мог приобрести гладиаторов, которые развлекли бы гостей поединком.

Обычай гладиаторских боев перенимали соседи римлян. Царь государства Селевкидов Антиох IV, живший в Риме заложником, устроил в своем царстве гладиаторские бои. Сначала профессиональных гладиаторов ему привозили из Рима, а затем стали обучать на месте. Лузитаны устроили бои гладиаторов на похоронах своего вождя Вириата.

В эпоху гражданских войн богатые и честолюбивые римляне продолжали выкладывать денежные суммы на гладиаторские бои наравне с театральными представлениями и банкетами. Например, Юлий Цезарь в должности эдила выставил для игр 320 пар гладиаторов. Организаторы игр предлагали нововведения. Например, в последний день игр, устроенных Скрибонием Курионом, сражались гладиаторы-победители первого дня.

Формально, поединки гладиаторов проводились в память умерших римлян. Но фактически они стали зрелищем, которые организовывали политики для укрепления собственной популярности.

Обязанностью курульных эдилов была организация ежегодных игр. Часть средств эдилы получали из казны, но должны были добавлять и собственные. Популярность политика среди народа и элиты на должности эдила давала римлянину шанс на дальнейшую карьеру, поэтому в дополнение к государственным празднествам эдилы в частном порядке устраивали гладиаторские бои.

Зрителями боев были не только простые граждане, но и патриции с всадниками. Честолюбивый организатор игр стремился заслужить их поддержку, вкладывая средства в гладиаторские бои и другие зрелища. Пренебрежение зрелищами могло помешать карьере. Например, от Суллы ждали, что он станет эдилом и покажет горожанам игры с участием животных из Северной Африки. Полководец подал заявку на должность претора, минуя должность эдила, и потерпел поражение.

image

Шлем гладиатора из Геркуланума. Источник: Wikimedia.Commons

Были приняты законы, ограничивающие влияние игр на политическую жизнь. По одному закону организатору запрещалось распределять места на играх по трибам, на которые делились римляне и тем самым подкупать их. По инициативе Цицерона был принят закон, который запрещал устраивать гладиаторские бои римлянину, который добивался или собирался добиваться в ближайшее время государственных должностей.

В смутную эпоху гражданских смут политики приобретали гладиаторов для частных армий. Они не гнушались использовать их в политической борьбе. Цецилий Метелл Непот привел своих гладиаторов на Форум, чтобы запугать политических противников. Фавст Сулла, сын диктатора, окружил себя отрядом из 300 телохранителей-гладиаторов. В 50-е годы до н. э. гладиаторы участвовали в стычках между сторонниками политиков на улицах Вечного Города.

Мария Синельникова

Мария Синельникова приходилась кузиной писателю. С ней Гоголь познакомился, когда вместе с матерью и сестрами гостил в ее харьковском имении Власовка. Девушку Николай Гоголь очаровал своей мягкостью и скромностью. К этому моменту она рассталась со своим мужем, и Николай Васильевич, полностью отличавшийся от него по характеру, не мог не произвести благоприятное впечатление.

Общение доставляло удовольствие обоим. Их часто заставали в саду о чем-то беседующими. После отъезда писателя Синельникова никого не пускала в комнату, где Гоголь останавливался. Николай Васильевич в это время совсем не был настроен на женитьбу, поэтому эти отношения не переросли во что-то более значимое. Судьба писателя сложилась достаточно трагически. После знакомства с Синельниковой Гоголь прожил еще 2 года.

Римский Колизей: гладиаторы и империя

Закон Августа передавал организацию игр в Риме преторам, которые получали для этого деньги из казны. Возможность вкладывать в игры свои средства была ограничена. Это решение было одним из шагов к ограничению амбиций римских аристократов.

Ежегодные гладиаторские игры проходили в декабре. Император Клавдий передал их организацию от преторов к квесторам. При Веспасиане ежегодные квесторские игры были отменены, но его сын Домициан возродил ежегодные бои гладиаторов.

Использование поединщиков для поминовения усопших в эпоху Империи сошло на нет. Но гладиаторские бои приурочивали к религиозным торжествам. Более того, игры проводились во благо императора и членов его семьи. Это был своеобразный ритуал, согласно которому жизни гладиаторов обменивали на благополучие членов правящей семьи.

Чтобы провести в Риме гладиаторские бои за свой счет, римлянин должен был получить разрешение Сената. Кроме того, он не мог провести в год больше двух игр и не мог привлечь для состязаний больше 60 пар бойцов.

В провинциях игры стали проходить за счет государства, а не только частных средств. В то же время местные элиты боролись за должности, поэтому продолжали организовывать гладиаторские бои за свой счет.

Пышные игры позволяли себе устраивать только императоры. При Августе были составлены правила проведения гладиаторских игр. В их число входило распределение мест — первый ряд резервировался за сенаторами, отдельный сектор был для солдат, а женщины имели право наблюдать за боями только из самых последних рядов.

Фрагмент «Гладиаторской мозаики» 4 века н. э. Источник: Wikimedia.Commons

За свое правление Октавиан устраивал гладиаторские бои 27 раз. На играх в честь освящения храма Божественного Юлия помимо обычных поединков по приказу Августа была устроена битва между пленными даками и свевами.

Клавдий подходил к организации игр с фантазией. Всем известна организованная им в 52 году н. э. навмахия — морская битва на Фуцинском озере. Во время других игр гладиаторы изображали взятие города и завоевание Британии.

При Нероне на арену вышли римские граждане из числа сенаторов и всадников, а также женщины-гладиаторы, при Домициане — гладиаторы-карлики. Вителлий одновременно провел игры во всех 265 кварталах Вечного Города.

В 79 году н. э. при императоре Тите был открыт знаменитый Колизей. Ранее игры проходили в амфитеатре Марсового поля. В честь открытия Амфитеатра Флавиев прошли растянувшиеся на 100 дней игры.

При Траяне гладиаторские бои продолжались 123 дня, а их участниками стали более 10 тысяч бойцов. Сначала состоялись отборочные бои, победители которых продолжили сражаться дальше.

Преемники Траяна неохотно спонсировали гладиаторские бои. Марк Аврелий отменил доходный для казны налог на продажу гладиаторов, объявив, что казне не нужны запятнанные кровью деньги. Исключением стал Коммод, лично сражавшийся на арене.

В III веке н. э. игры стали скромнее. Исключением стали гладиаторские бои, устроенные Филиппом Арабом в числе других мероприятий в честь 1000-летия Рима. Последние пышные бои устраивал Диоклетиан.

Слухи о ориентации поэта

На этом фоне появились слухи о нетрадиционной ориентации писателя. Хотя в те времена эта тема обсуждению не подлежала. Впервые такую гипотезу выдвинул американский славист, профессор Семен Карлинский. В доказательство он приводит тот факт, что писатель часто останавливался у своих друзей мужчин, а у некоторых и жил в течение длительного периода.

Большинство литературоведов считают подобные догадки полной ерундой. Эти предположения выдвигались, опираясь на работы Фрейда. Сторонники данной теории ссылались на такое произведение, как “Нос”, которое якобы отражает комплексы писателя по поводу его слишком длинного носа.

Опровергают данный домысел воспоминания современников, которые утверждают что писатель влюблялся в женщин, но всегда пересиливал монашеский склад характера. Сексологи, которые проводили по этому поводу исследование, считают это предположение недоказанным и не имеющим под собой достаточных оснований. Скорее, вину за безбрачие писателя следует возложить на его привычку жить в одиночестве. Попытки определить сексуальную ориентацию классика можно отнести к области курьезов. Следует учитывать воспитание людей того времени, окружавших писателя.

Интересно знать: Николай Гоголь — краткая биография, факты. Интересно знать: Николай Васильевич Гоголь, характеристика.

Конец гладиаторских игр

Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он предпринимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.

Тем не менее, в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.

Телемах пытается остановить поединок. Источник: Wikimedia.Commons

Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.

Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.

Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.

Ссылка на основную публикацию
Похожее