Детство Светланы Томы
Светлана Тома имеет настоящую фамилию по отцу – Фомичёва. Родилась в Кишинёве. Отец занимал немалый пост, он работал в колхозе председателем. Девочка родом из многонациональной семьи. Прабабушка – француженка, отец – еврей, а мать — русская. Кроме этого, имеются венгерские и австрийские корни. Отец увидел свою будущую жену во времена своего студенчества. Он учился в сельскохозяйственном институте. Его возлюбленная трудилась там же секретарём.
В доме у родителей в деревне Светлана была свободна ото всего, мама и папа очень любили свою дочь. Когда девушка на каникулы уезжала к родственникам матери, то там о вольностях деревенской жизни приходилось забыть. Светлана Тома никогда не мечтала о том, чтобы её биография была связана с актёрским мастерством. Девушка хотела стать следователем или адвокатом, она и выбрала для поступления после средней школы юридический факультет.
Светлана Тома
Светлана Тома (настоящая фамилия Фомичёва; род. 24 мая 1947 года, Кишинёв, Молдавская ССР) — советская, молдавская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка России (2001), Народная артистка Молдовы (2008). Наибольшую известность получила благодаря главной роли в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», принёсшем актрисе большой успех и признание у зрителей.
Артистический псевдоним актрисы обычно произносится с ударением на первом слоге — То́ма. Сама актриса, однако, указывает, что исходно Тома́ (с ударением на втором слоге) была фамилией её прабабушки по материнской линии, французского происхождения.
Отец — Андрей Васильевич Фомичёв (родом из деревни Сомовка Добринского района Липецкой области) — был председателем колхоза «Правда» в Бельцком районеМССР (чего-то у нас что ни красавица — актриса, так папа — председатель колхоза, закономерность, однако, зря уничтожили колхозы). Мать Светланы Тома — Идес Сауловна Сухая (?—1987) — в 930-е годы была участницей коммунистического подполья (связной) в Бессарабии; вместе с сёстрами Бертой, Сарой, Ревеккой, Адой и Анной она держала в подвале своего дома склад запрещённой литературы. Родители познакомились во время учёбы отца в Кишинёвском сельскохозяйственном институте, где мать работала секретарём.
Мать, абсолютно городской человек, в которой были смешаны венгерские, молдавские и французские корни, была родом из Бухареста. У нее были светские знакомства, элегантность, манеры. И вот такая дама отправляется за мужем в село – поднимать вместе с ним хозяйство. Летом там было пыльно и душно, осенью все утопало в непролазной грязи, зимой – заметало снегом. И все-таки деревня Надушита, а потом село Николаевцы оставили самые ясные и чистые чувства в душе у Светланы Томы. Светлана Тома, биография которой началась в самой глубинке Молдовы, вспоминает об этом времени, как о самой счастливой поре жизни. Мама и хлеб пекла, и держала кур, уток, поросят. А Света работала в поле, знала все растения, умела их сажать, пропалывать, собирать урожай. Позже, в школе, у нее были подшефные: теленок и жеребенок. Вот так день за днем летела радостная жизнь. А какими замечательными были игры! К кирзовым сапогам подвязывались коньки, в руки брали палку, и получался хоккей. С первого класса она ходила в различные спортивные секции и навсегда подружилась со спортом.
У сестер матери, к которым Света приезжала на каникулы, было все не так. Какой строгий этикет царил в доме, вспоминает Светлана Тома. Биография ее начинала течь по заданным канонам хорошего тона. За столом надо было держать спину, руки, локти. Требовалось разобраться во всех видах ложек и вилок, которые лежали на столе. Безусловно, было необходимо читать всю русскую классику и вести дневник. А уж с каким пиететом тетушки рассказывали о сестре, закончившей Сорбонну и ставшей доктором права! Другого занятия, кроме юриспруденции, и не мыслила Светлана Тома. Биография, однако, сложилась совсем иначе. Случай вмешался в ее жизнь и все расставил по своим местам.
Собираясь на экзамен в юридический институт, Светлана спокойно стояла на автобусной остановке. Она была одета нарядно и ярко в одежду, которую прислали из Бухареста. Прямо на остановке, когда с ней заговорил мужчина о съемках в кинофильме, пришлось принимать решение. Подошел ослепительный Лотяну и потребовал телефон. А потом был звонок с киностудии, и тетушка, провожавшая девушку на пробы, ворчала, что ей это совсем не требуется. Однако они прошли успешно. На роль утвердили. Была ли счастлива Светлана Тома? Биография об этом умалчивает. А вот родные, кроме мамы, огорчились. Но она снялась в 1966 году в своем первом фильме «Красные поляны» и оставила, не доучившись, юридический институт и стала учиться на актерском факультете в Ленинграде, параллельно снимаясь у Лотяну.
На съемках режиссер был очень строг, даже груб, зато между ними излучал невероятное обаяние. До встречи со Светланой он был два раза женат, был старше ее на 12 лет и умел ухаживать. А девушка до него ни с кем не встречалась. Она влюбилась и потеряла голову. Он очаровал Светлану, а супружеская жизнь у них не сложилась, хотя он выпестовал из нее, казалось бы, свой идеал и актрисы, и женщины
Заботясь о юной девушке, он умудрялся обращать внимание и на других женщин. Со стороны Светланы стала появляться обида и отчужденность. После каждого инцидента с ее стороны следовало прощение, но забыть тягостного чувства она не могла.
И после окончания института биография Светланы Томы меняется. Как всякой девушке, ей хотелось и белого платья, и фаты, и свадьбы. Все это предложил ей однокурсник, Олег Лачин, светловолосый красавец, который, как и она, уехал в Тирасполь, в новый театр.
Но их счастье было недолгим. Когда их дочке Ирише исполнилось 8 месяцев, он погиб: Олег не справился с управлением моторной лодки и врезался в катер. Но и в это сложное для себя время Светлана не перестала сниматься. У режиссера Я. Бургиу она исполнила роль в картине «Дом для Серафима», а дочку пришлось отдать для присмотра и воспитания родителям.
В 1973 году она снова работала с Лотяну на фильме «Лаутары».
А еще через три года он утвердил Светлану на главную роль Рады в картине «Табор уходит в небо». Съемки для артистки были сложными.
Режиссер часто срывался, требовал невероятно много. За этим наблюдали настоящие цыгане, которые тоже снимались. Однажды к плачущей Светлане подошла цыганка и предложила погадать. Она сказала, что Лотяну принесет еще много горя молодой женщине, но так никогда на ней и не женится. Не менее чем в 55 фильмах снялась актриса Светлана Тома. Биография ее больше не знала такого невероятного взлета, как в романтическом фильме о любви гордой цыганки Рады и конокрада Лойко Зобара. Этот фильм с триумфом прошел не только по экранам страны, но и всего мира. Его купили 112 стран. Такого в СССР больше не повторилось. Да и сейчас, сорок лет спустя, он смотрится на одном дыхании.
Постепенно дороги с Лотяну действительно стали расходиться. Артистка много работала, воспитывала дочь. Был и второй брак с драматургом А.А. Вишневским. Но и он распался. Главным остались работа, дочь и внучка.
Фильмография
Светлана Тома снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского, режиссёра Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976), «Анна Павлова» (1983).
Снималась у других известных режиссёров:
В. Я. Венгеров — «Живой труп» (1969)
Я. Б. Фрид — «Благочестивая Марта» (1982)
П. Г. Чухрай — «Люди в океане» (1979)
В. П. Басов — «Семь криков в океане» (1981)
В. Б. Ахадов — «Семейные дела Гаюровых» (1974) и др.
В 1990-х годах выступала с большой концертной программой, а также гастролировала с антрепризой.
В 1999 году вместе с другими артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница песен ретро. Итогом проекта стали концерты и компакт-диск, выпущенный в США и на «Радио МПС».
Участвует в спектакле «Заложники любви» (антреприза, драм. Наталья Демчик, реж. Геннадий Шапошников, продюсерский ).
Фото Светланы Тома
Табор уходит в небо
Первый опыт с режиссёром Лотяну был хорошим, но не звёздным дебютом. А вот вторая режиссёрская работа была очень успешной. Роль цыганки Рады из «Табора уходит в небо» во многом наложила свой отпечаток на однотипности артистки Томы. Но каким бы ни было стандартным амплуа, успех картины режиссёра из Молдовы обеспечил весь ансамбль средств, занятых в съёмках фильма: актёры, сценарий по произведениям М.Горького, музыка Евгения Доги.
Снимали картину в Карпатах, ранний подъём и сильное напряжение на весь день. Режиссёр добивался сильных эмоций. Это было сложно для всех. Актрисе Томе было в советское время очень трудно решиться на откровенную сцену, хотя всё было выверено до мелочей, чтобы никакой пошлости и вульгарщины. Снимали сцену с минимумом персонала. Сложности с гримом, с поведением – всё пришлось испытать актрисе.
Самым главным режиссёром для Светланы надолго стал Лотяну. Сейчас тот рекорд, который установил фильм «Табор уходит в небо», не удалось побить ни одному фильму советского времени, да и настоящие российские картины не могут похвастаться тем, что 112 стран выкупили фильм для просмотра у себя в кинотеатрах. Все роли Томы были необычными. Часто режиссёры применяли при озвучке героини чужие голоса, но это не оскорбляло Светлану. С возрастом Светлане Андреевне предлагали другие роли: мать балерины Анны Павловой, русская пленная. Постепенно роли превратились в эпизодические, но актриса продолжала быть востребованной. А биография кинофильмов пополнялась. Она счастлива как мать, потому что играла со своей дочерью.
Светлана Тома в молодости и сейчас
Нельзя оставить без внимания привлекательную внешность Светланы Томы. Свой почтенный возраст (актрисе почти 70 лет) женщина не скрывает, но ее внешность и молодость поражает поклонников и обывателей. Рассматривая фото юной актрисы, невозможно не умилиться ее большим и ярким карим глазам. Сегодня Светлана Тома – это успешная и статная дама, удивляющая своей точеной фигурой. Женщина признается, что до сих пор может надеть платье, в котором поступала в институт. Как такое возможно?
Все дело в правильном питании и косметических процедурах, которые актриса делает сама в домашних условиях. Женщина не прибегает к многочисленным пластическим операциям, а если и делала привычную для звезд подтяжку лица, можно только похвалить хирурга за точность и аккуратность работы. Сама же актриса дает советы по уходу за лицом – необходимо регулярно протирать кожу кубиком льда и периодически использовать травяные маски, сделанные самостоятельно.
Не следует завидовать ослепительной внешности Светланы Томы. Можно лишь самим прибегнуть к советам – правильное питание, потребление необходимого количества воды и своевременные косметические процедуры – вот залог ее успеха.
Личная жизнь Светланы Томы
Творческий союз Светланы Андреевны перестал быть просто профессиональным. В течение 10 лет Тома и Лотяну пытались ужиться друг с другом. У Светланы мягкий характер, но со сложным режиссёрским подходом к супружеской жизни Лотяну трудно было смириться даже мудрой и покладистой женщине. Замуж Светлана вышла за актёра Олега Лачина. Супруг рано погиб, оставив Светлану с годовалой дочерью.
Приходилось трудно, нужно было работать, поэтому Ирину приходилось подкидывать бабушке и дедушке. Чтобы восполнить недостаток материнского внимания, Светлана уделяет больше времени своей внучке Машеньке.
Второй раз женщина вышла замуж за Андрея Вишневского, они прожили 5 лет. Мария пошла по стопам своей бабушки. Первая совместная работа дочери и внучки актрисы – фильм «Экипаж».
Первый муж Светланы Томы
Чтобы больше не вспоминать о сложных отношениях, Светлана Тома быстро выходит замуж за своего коллегу и сокурсника – Олега Лачина. У пары рождается дочь Ирина, но вскоре глава семейства погибает в возрасте 26 лет. На тот момент дочери Ирине было всего 8 месяцев.
После смерти мужа актриса погрузилась в съемки, где также помог Эмиль Лотяну – он так и не нашел новую музу и фаворитку картин. Работа проходила в Москве, а дочь Ирина жила с родителями Светланы. В это самое трудное время женщина была вынуждена разрываться между Молдавией и Москвой. Разумеется, времени дочери уделялось мало, о чем актриса жалеет сейчас и старается больше общаться с внучкой – дочерью Ирины Марией.
Светлана Тома сейчас
В настоящее время актриса находится в преклонном возрасте. Её дочь и внучка, Ирина и Мария Лачины, стараются сопровождать свою мать и бабушку во многих мероприятиях. На открытии Московского кинофестиваля все звёздные женщины были как всегда, вместе.
Светлана Андреевна до сих пор стройна и элегантна. У актрисы Томы очень активный образ жизни. Она занимается гимнастикой, увлекается ездой на велосипеде и лыжным бегом. В кино для актрисы по-прежнему продолжают поступать предложения.
Второй муж Светланы Томы
С апреля 1973 года – с момента гибели Олега Лачина – актриса была одна. Конечно же, у нее были отношения с мужчинами, но непродолжительные увлечения не помогли женщине забыть те юные годы семейного счастья.
И только в 2000 году состоявшаяся женщина выходит замуж за драматурга Андрея Вишневского. Разница в возрасте в 18 лет не помешала паре зарегистрировать свои отношения и в течение 5 лет прожить вместе. В браке были и счастье, и горе, и простые радости, но в 2005 году брак распался. О причинах развода пара не распространялась.
Биография[ | ]
Родилась в 1947 году в Кишинёве.
Отец — Андрей Васильевич Фомичёв (родом из деревни Сомовка Добринского района Липецкой области) — был председателем колхоза «Правда» в Бельцком районе МССР[14][15][16]. Мать — Идес Сауловна Сухая (29 декабря 1913 — 27 апреля 1987)[17] — в 1930-е годы была участницей коммунистического подполья (связной) в Бессарабии; вместе с сёстрами Бертой, Сарой, Ревеккой, Адой и Анной она держала в подвале своего дома склад запрещённой литературы[18][19][20][21]. Родители познакомились во время учёбы отца в Кишинёвском сельскохозяйственном институте, где мать работала секретарём.
Светлана Тома окончила актёрский факультет — целевой курс ЛГИТМИКа. Диплом — Кишинёвского института искусств имени Музическу. Снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского, режиссёра Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976) (роль цыганки Рады), «Анна Павлова» (1983).
Член КПСС с 1978 года[22].
Снималась у других известных режиссёров: В. Я. Венгеров — «Живой труп» (1969), Я. Б. Фрид — «Благочестивая Марта» (1982), П. Г. Чухрай — «Люди в океане» (1979), В. П. Басов — «Семь криков в океане» (1981), В. Б. Ахадов — «Семейные дела Гаюровых» (1974), Р. М. И. Ибрагимбеков — «Соло для баритона с оркестром» (1977) и др.
В 1990-х годах выступала с большой концертной программой, а также гастролировала с антрепризой[23].
В 1999 году вместе с другими артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница песен ретро. Итогом проекта стали концерты и компакт-диск, выпущенный в США и на «Радио МПС».
Участвует в спектакле «Заложники любви» (антреприза, драм. Наталья Демчик, реж. Геннадий Шапошников, продюсерский ), с 2019 года — в спектакле МОГТЮЗ «Карусель».
Светлана Тома, конец 1960-х годов
Личная жизнь артистки
Не смотря на два официальных брака за плечами Светланы Тома и появление в первом из них дочери, главным мужчиной в своей жизни она считает все-таки Эмиля Лотяну. Рабочие отношения с ним очень скоро переросли в романтические, которые продлились в течение десяти лет. И даже после расставания она постоянно чувствовала поддержку от бывшего возлюбленного.
Первый раз Светлана вышла замуж в 1969 году за своего коллегу по творческому цеху Олега Лачина. В этом браке родилась дочь Ирина, которая впоследствии пошла по стопам своей матери. Однако супруг погиб, когда ребенку еще не исполнился и годик.
Вторым мужем актрисы в течение пяти лет был Андрей Вишневский, но и этому семейному союзу не суждено было стать вечным.